Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей адресВ., фио, при секретаре Агаевой Г.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца ООО "Трансавтолиз" - Сипилина фио на решение Перовского районного суда адрес от 08 декабря 2021 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления ООО "ТРАНСАВТОЛИЗ" к МОСП по ВАШ N8 ГУФССП России по адрес, ГУФССП России по адрес о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Представитель ООО "Трансавтолиз" обратился в суд с административным исковым заявлением к МОСП по ВАШ N8 ГУФССП России по адрес, ГУФССП России по адрес о признании незаконными постановлений о взыскании исполнительского сбора, возложении обязанности возвратить сумму исполнительского сбора, мотивируя свои требования тем, что 05 октября 2020 года судебными приставами-исполнителями МОСП по ВАШ N8 ГУФССП России по адрес возбуждено исполнительное производство N2726150/20/77059-ИП, 21 октября 2020 года возбуждены исполнительные производства N2817234/20/77059-ИП, N2817025/20/77059-ИП, N2811113/20/77059-ИП, N2811589/20/77059-ИП. Предметом исполнения указанных исполнительных производств является взыскание с ООО "Трансавтолиз" административного штрафа в размере сумма в пользу УГИБДД ГУ МВД России по адрес. В рамках указанных исполнительных производств административным ответчиком вынесены постановления о взыскании с должника исполнительского сбора в размере сумма по каждому исполнительному производству, с чем представитель ООО "Трансавтолиз" не согласен, поскольку обязанность по оплате административных штрафов была исполнена Обществом своевременно и надлежащим образом.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Перовского районного суда адрес от 08 декабря 2021 года подлежит отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов настоящего административного дела следует, что УГИБДД ГУ МВД России по адрес вынесены постановления N18810177200621253004 от 21 июня 2020 года, N18810177200621356431 от 21 июня 2020 года, N1881017720062090702 от 22 июня 2020 года, N18810177200618243958 от 18 июня 2020 года, N18810177200613665659 от 13 июня 2020 года о взыскании с ООО "Трансавтолиз" штрафов за совершение административных правонарушений.
В соответствии с платежными поручениями от 30 июня 2020 года N13120, 06 июля 2020 года N 13727, от 03 июля 2020 года N13779, от 06 июля 2020 года N 13752, от 03 июля 2020 года N13781 административные штрафы были оплачены.
05 октября 2020 года судебными приставами-исполнителями МОСП по ВАШ N8 ГУФССП России по адрес возбуждено исполнительное производство N2726150/20/77059-ИП, 21 октября 2020 года возбуждены исполнительные производства N2817234/20/77059-ИП, N2817025/20/77059-ИП, N2811113/20/77059-ИП, N2811589/20/77059-ИП. Предметом исполнения указанных исполнительных производств является взыскание с ООО "Трансавтолиз" административных штрафов в размере сумма в пользу УГИБДД ГУ МВД России по адрес.
В рамках указанных исполнительных производств административным ответчиком с должника по исполнительным производствам 15 декабря 2020 года взысканы исполнительские сборы в размере сумма
Согласно письму из ГУ МВД России по адрес от 10 июня 2021 года N 3/217713008630, административные штрафы, на основании которых были возбуждены исполнительные производства, оплачены.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении административных исковых требований, исходя при этом из того, что на момент возбуждения исполнительных производств по административным штрафам МОСП по ВАШ N8 не располагал сведениями об оплате штрафов, документы, подтверждающие своевременную оплату штрафов орган, наложивший административный штраф, в службу судебных приставов своевременно не сообщал и не направлял.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно статье 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановления Федеральной службы судебных приставов, главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Исходя из положений статьи 4 Федерального закона N 229-ФЗ, статей 12, ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В статье 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ указано, что постановление Федеральной службы судебных приставов, а также постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии со статьей 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В Методических рекомендациях о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов 08 июля 2014 года N 0001/16, содержится указание о том, что постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
В силу требований Закона об исполнительном производстве, для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.
Из анализа приведенных положений законодательства следует, что для взыскания исполнительского сбора необходима совокупность двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения и наличие вины должника в таком неисполнении.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
По своей правовой природе исполнительский сбор относится к исполнительным действиям, направленным на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований (пункт 13 части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве).
Исполнительский сбор, установленный статьей 112 Закона об исполнительном производстве, не является фискальным платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий судебным приставом-исполнителем, а выступает мерой публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности.
Из представленных материалов дела усматривается, что согласно платежным поручениям от 30 июня 2020 года N13120, 06 июля 2020 года N 13727, от 03 июля 2020 года N13779, от 06 июля 2020 года N 13752, от 03 июля 2020 года N13781, суммы административных штрафов административным истцом были оплачены, исполнительные производства по взысканию данных штрафов возбуждены 05 октября 2020 года и 21 октября 2020 года в связи с чем, оснований для взыскания с ООО "Трансавтолиз" исполнительского сбора ввиду несвоевременного исполнения требований исполнительных документов не имелось, требования административного истца об отмене указанных постановлений подлежат удовлетворению.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, апелляционная коллегия, руководствуясь положениями Федерального закона "Об исполнительном производстве", приходит к выводу о том, что принудительное исполнение актов путем вынесения оспариваемых постановлений о взыскании исполнительского сбора в данном случае является необоснованным, противоречит принципам исполнительного производства и нарушает права административного истца.
Изложенное, по убеждению судебной коллегии, оценивающей собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, опровергает правомерность вывода суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска в части отмены постановлений о взыскании исполнительского сбора.
Согласно пункту 3 части 10 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 настоящей статьи.
Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 11 названной статьи).
Правила возврата должнику исполнительского сбора, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 550, предусматривают, что исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случае отмены постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.
Принимая во внимание, что, согласно вышеприведенному правовому регулированию, после отмены постановления о взыскании исполнительского сбора, взысканные денежные средства подлежат возврату должнику в полном объеме, оснований для удовлетворения административных исковых требований о возложении на административного ответчика обязанности возвратить сумму исполнительского сбора не имеется.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ удовлетворение заявленных требований об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, допускается при установлении того, что оспариваемое решение, действие (бездействия) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и свободы административного истца; по настоящему делу такая необходимая совокупность присутствует, у судебной коллегии имеются основания полагать, что оспариваемые постановления являются незаконными и нарушающими права административного истца.
Таким образом, решение суда, которым не были учтены изложенные обстоятельства, не может быть признано законным и обоснованным, оно в силу статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении заявленных административных исковых требований, признании незаконными постановлений судебных приставов-исполнителей МОСП по ВАШ N8 ГУФССП России по адрес о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительных производств N2726150/20/77059-ИП, N2817234/20/77059-ИП, N2817025/20/77059-ИП, N2811113/20/77059-ИП, N2811589/20/77059-ИП.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Перовского районного суда адрес от 08 декабря 2021 года отменить.
Принять по административному делу новое решение, которым признать незаконными постановления судебных приставов-исполнителей МОСП по ВАШ N8 ГУФССП России по адрес о взыскании исполнительского сбора от 15 декабря 2020 года в рамках исполнительных производств N2726150/20/77059-ИП, N2817234/20/77059-ИП, N2817025/20/77059-ИП, N2811113/20/77059-ИП, N2811589/20/77059-ИП.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 14 декабря 2022 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.