Судья Московского городского суда Харитонов Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Государственного бюджетного учреждения здравоохранения адрес "Ступинская областная клиническая больница" (далее фио "СОКБ") фио на постановление ... отдела по котлонадзору по адрес Центрального управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору (ЦУ Ростехнадзор) фио N 6.2-Пс/0125-2201вн-2021 от 25 мая 2021 года и решение судьи Басманного районного суда адрес от 20 апреля 2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении фио "СОКБ",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением... отдела по котлонадзору по адрес Центрального управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору фио N 6.2-Пс/0125-2201вн-2021 от 25 мая 2021 года фио "СОКБ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Главный врач фио "СОКБ" фио обратилась с жалобой в суд, в которой просила постановление отменить по доводам жалобы.
Решением судьи Басманного районного суда адрес от 20 апреля 2022г. постановлено: Постановление... отдела по котлонадзору по адрес Центрального управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору (ЦУ Ростехнадзор) фио N 6.2-Пс/0125-2201вн-2021 от 25 мая 2021 года, которым Государственное бюджетное учреждение здравоохранения адрес "Ступинская областная клиническая больница" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, назначенный фио "СОКБ" штраф снизить до сумма. В остальной части постановление N 6.2-Пс/0125-2201вн-2021 от 25 мая 2021 года - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи, защитник фио "СОКБ" обжаловал их в Московский городской суд, в которой просил их отменить по доводам жалобы.
Исследовав дело об административном правонарушении, выслушав защитника фио "СОКБ" фио, поддержавшую доводы жалобы, при этом признавшую факт, что два пункта предписания от 01 апреля 2021г. выданного ЦУ Ростехнадзор не были исполнены поскольку не имелось возможности их выполнить, и выполнены они на сегодняшний день в полном объеме, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сумма прописью или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до сумма прописью.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.19.5 КоАП РФ, состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (например, предписания федерального антимонопольного органа, органа санитарного, пожарного надзоров, органа государственного контроля в сфере охраны окружающей среды, природопользования, органов ветеринарного и фитосанитарного надзора, органов, осуществляющих надзор в области финансовых рынков, и др.).
По смыслу ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" производственные объекты - территории, здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, иные подобные объекты, транспортные средства, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности.
В преамбуле к Федеральному закону указано, что его положения распространяются на все организации независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности на адрес.
Согласно ч. 1 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона, под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В силу ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с п. 3 ст. 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать
и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации
последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте; в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.
На основании Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Во исполнение возложенных полномочий Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленной сфере деятельности осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах.
Как следует из материала дела и установлено судом первой инстанции, в период с 11 мая 2021 года по 14 мая 2021 года в соответствии с распоряжением заместителя руководителя ЦУ Ростехнадзора фио от 23 апреля 2021 года N РП-210-2201-о с целью контроля исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений от 01 апреля 2021 года N6.2-1173вн-А/0036-2021 была проведена внеплановая выездная проверка на опасном производственном объекте.
В ходе проведения проверки 14 мая 2021 года в 11 час. 00 мин. выявлено невыполнение фио "СОКБ" пункта 1 ранее выданного предписания от 01 апреля 2021 года N 6.2-1173вн-А/0036-2021, срок исполнения которого истек 03 апреля 2021 года в 00 час. 01 мин, что зафиксировано в Акте проверки ЦУ Ростехнадзора от 14 мая 2021 года N 6.2-2201вн-А/0072-2021.
В этой связи действия (бездействия) фио "СОКБ" по невыполнению выданного предписания 01 апреля 2021 года N 6.2-1173вн-А/0036-2021 квалифицированы должностным лицом ЦУ Ростехнадзора по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ. 14 мая 2021 года составлен протокол N 6.2-2201вн-Пр/0125-2021 об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения дела 25 мая 2021 года должностным лицом ЦУ Ростехнадзора в отношении фио "СОКБ" вынесено постановление N6.2-Пс/0125-2201вн-2021 о назначении административного наказания по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина фио "СОКБ" подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно:
- распоряжением ЦУ Ростехнадзора о проведении внеплановой выездной проверки фио "СОКБ" от 23 апреля 2021 года;
- актом ЦУ Ростехнадзора проверки фио "СОКБ" от 14 мая 2021 года;
- предписанием об устранении выявленных нарушений от 14 мая 2021 года;
- уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 14 мая 2021 года;
- протоколом об административном правонарушении от 14 мая 2021 года;
- определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 14 мая 2021 года;
- постановлением о назначении административного наказания от 25 мая 2021 года;
- представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 25 мая 2021 года.
При этом учитываю, что в данном судебном заседании защитник фио "СОКБ" фио признала факт, что два пункта предписания от 01 апреля 2021г. выданного ЦУ Ростехнадзор не были исполнены и что выполнены они лишь на сегодняшний день, что указывает на наличие в действиях фио "СОКБ" состава вмененного административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составлен надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованиями закона, не доверять сведениям, указанным в нем, у суда оснований не имеется, в связи с чем, он является допустимым доказательством.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Довод жалобы об отсутствии в действиях фио "СОКБ" состава вмененного ему административного правонарушения является несостоятельным и опровергается перечисленными выше доказательствами, свидетельствующими о его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.19.5 КоАП РФ, которые соответствуют требованиям ст.26.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы о невозможности исполнения предписания, о том, что приостановление использования Учреждением газификатора холодного криогенного создавало бы угрозу жизни пациентов и было фактически невозможно, поскольку повлекло бы приостановление проведения оперативных вмешательств в городском адрес, не могут служить основанием для отмены постановления должностного лица и решения судьи, поскольку были предметом судебного разбирательства суда первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой оснований нет.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у фио "СОКБ" имелась возможность для соблюдения законодательства, за нарушение которого ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но предприятием не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Так, предписание контролирующего органа должно отвечать условию законности. Исполнимость предписания является другим важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать, как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Выявленные в фио "СОКБ" нарушения создают угрозу безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц ввиду того, что посягают на состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества, в связи с чем ЦУ Ростехнадзора правомерно выдано предписание с установлением минимального срока для устранения выявленных нарушений.
В действующем законодательстве РФ не указывается на минимальный или максимальный срок исполнения организацией предписания.
Вместе с тем, руководствуясь ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность.
Выявленное ЦУ Ростехнадзора в ходе проверки нарушение, указанное в пункте 1 ранее выданного предписания от 01 апреля 2021 года N 6.2-1173вн-А/0036-2021, срок исполнения которого истек 03 апреля 2021 года в 00 час. 01 мин, напрямую влияет на промышленную безопасность, и как правильно указал судья, соответственно, фио "СОКБ" могло исполнить предписание административного органа посредством соблюдения требований п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а именно: приостановить эксплуатацию опасного производственного объекта.
Таким образом, доводы жалобы не опровергают правильности вынесенного постановления должностного лица и судебного решения, основаны на неверном толковании норм закона, и не могут повлечь отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи.
Несогласие фио "СОКБ" с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм действующего законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о необходимости отмены или изменения вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ, уполномоченным лицом, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, содержит все необходимые реквизиты.
Жалоба на постановление судьей районного суда рассмотрена в порядке ст.30.6 КоАП РФ, а судебное решение соответствует требованиям ст. 30.7 КоАП РФ.
Административное наказание в виде штрафа (с учетом решения судьи Басманного районного суда адрес от 20 апреля 2022г. которым назначенный фио "СОКБ" штраф снижен до сумма) назначено фио "СОКБ" в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч.11 ст. 19.5 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, личности виновного, отсутствии смягчающих и отягчающих административную ответственность, характера совершенного административного правонарушения, его общественной опасности, и является справедливым, а также соответствует предусмотренным ч.1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Предусмотренных законом оснований для признания назначенного фио "СОКБ" административного наказания чрезмерно суровым не имеется.
Постановление вынесено в пределах установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья, РЕШИЛ:
Постановление... отдела по котлонадзору по адрес Центрального управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору (ЦУ Ростехнадзор) фио N 6.2-Пс/0125-2201вн-2021 от 25 мая 2021 года (в редакции решения судьи Басманного районного суда адрес от 20 апреля 2022 г.) и решение судьи Басманного районного суда адрес от 20 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении фио "СОКБ" - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Д.М.Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.