Судья Московского городского суда Павлов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дела по жалобам ИП Токового И.А. на решения судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 1 апреля 2022 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных чч. 2, 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ в отношении ИП Токового И.А., УСТАНОВИЛ :
Постановлениями заместителя начальника МАДИ от 3 декабря 2021 года
NN 0356043010321120302001133 и 0356043010321120302001178 оставленными без изменения решениями судьи районного суда г. Москвы, ИП Токовой И.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного чч. 2, 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма по каждому из постановлений.
Не согласившись с данными постановлениями, ИП Токовой И.А. обратился в Московский городской суд с жалобами, в которых просит постановления отменить, считая их незаконными и необоснованными. В жалобе заявитель ссылается на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, поскольку он не является его субъектом, а также на то, что он дважды привлечен к административной ответственности за одно и то же правонарушение.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалоб, прихожу к следующему.
В соответствии с чч. 2, 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
Требования по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статьей 3, абз.9 статьи 5 которого определено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с абз. 6 п. 4 ст. 20 указанного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Согласно п. 28 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 г. N 7, субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния.
Сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации (п. 29 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).
В силу статьи 2 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.
Статьей 6 указанного Федерального закона установлено, что осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещается.
В силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны, в том числе, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда, 05 ноября 2021 года в 18 час. 40 мин по адресу: адрес, должностным лицом МАДИ было выявлено нарушение ИП Токовым И.А, как лицом, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на основании разрешения N 330325, требований п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", выразившегося в нарушении требований о проведении предрейсового медицинского осмотра водителя, управлявшего транспортным средством марки Kia, регистрационный знак ТС.
Кроме того ИП Токовым И.А, как лицом, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на основании разрешения N 330325, допущено нарушение п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", выразившееся в нарушении требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства марки Kia, регистрационный знак ТС.
Действия ИП Токового И.А. квалифицированы по чч. 2 и 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
Вина ИП Токового И.А. в совершении вмененного административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных должностным лицом доказательств: протоколами об административном правонарушении от 19 ноября 2021 года; определениями о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 9 ноября 2021 года; сведениями о разрешении на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси N 330325, выданного 24 сентября 2020 года на имя ИП Токового И.А. и иными письменными материалами дела.
Указанные доказательства получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ИП Токовым И.А. приняты все зависящие меры по соблюдению Правил безопасности дорожного движения.
Судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась, доказательства принятия им всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях привлекаемого лица.
Постановления о привлечении ИП Токового И.А. к административной ответственности вынесены должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, имелись основания для рассмотрения указанных дел в рамках одного производства и назначения наказания с учетом положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
Частью 1 ст. 4.1 КоАП РФ установлено, что в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При вынесении обжалуемых постановлений заместителем начальника МАДИ и решений судьей Троицкого районного суда г. Москвы указанные положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ учтены не были, в связи с чем, названные дела об административных правонарушениях в отношении ИП Токового И.А. по чч. 2, 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ подлежат объединению в одно производство, с разрешением вопроса о назначении одного наказания с учетом положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, что составит сумма.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Рассмотренные в отношении ИП Токового И.А. дела об административных правонарушениях по чч. 2, 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ объединить в одно производство.
Постановления заместителя начальника МАДИ от 3 декабря 2021 года
NN 0356043010321120302001133 и 0356043010321120302001178, решения судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 1 апреля 2022 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных чч. 2, 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, в отношении ИП Токового И.А. изменить, назначить ИП Токовому И.А. административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма
В остальной части указанные постановления заместителя начальника МАДИ от
3 декабря 2021 года NN 0356043010321120302001133 и 0356043010321120302001178, решения судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 1 апреля 2022 года оставить без изменения, жалобы ИП Токового И.А. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.В. Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.