Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 сентября 2006 г. N А13-1464/2006-09
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 мая 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Старченковой В.В., судей Кирилловой И.И., Кустова А.А.,
рассмотрев 20.09.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25.05.2006 по делу N А13-1464/2006-09 (судья Сальников Е.Г.),
установил:
Муниципальное учреждение "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Чагодощенского района" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области (далее - Департамент), Администрации Чагодощенского района (далее - Администрация) о взыскании 1 944 649 руб. 87 коп. компенсационных выплат, не полученных из бюджета в связи с предоставлением в 2005 году льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Чагодощенского района Вологодской области в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее -Закон).
Решением от 25.05.2006 в пользу Учреждения за счет средств казны Российской Федерации взыскано 1 944 649 руб. 87 коп. убытков. В иске к Департаменту и Администрации отказано.
В апелляционном порядке решение не пересматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит решение отменить как вынесенное с нарушением норм материального права. По мнению подателя кассационной жалобы, исковые требования за счет Минфина РФ удовлетворению не подлежат. Минфин РФ полностью выполнил обязательства по финансированию затрат в связи с предоставлением в 2005 году льгот в соответствии с Законом.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежаще уведомлены о времени и месте его рассмотрения, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в 2005 году Предприятие при взимании платы за жилье и коммунальные услуги во исполнение Закона предоставляло льготы соответствующим категориям граждан.
Так как в результате предоставления указанных льгот у истца возникли некомпенсированные расходы в сумме 1 944 649 руб. 87 коп, он обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Факт предоставления льгот и их размер подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и не оспариваются сторонами.
В соответствии со статьей 17 Закона в редакции, действовавшей до 31.12.2005, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Согласно статье 28.2 указанного Закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Таким образом, вывод суда о том, что обязанность по финансированию граждан, пользующихся льготами на основании Закона, лежит на федеральном бюджете, является обоснованным и законным.
Между тем кассационная инстанция считает судебный акт подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение в силу недостаточной обоснованности.
На 2005 год Федеральный фонд компенсаций утвержден в сумме 35 756 545,0 тыс. рублей.
В состав Федерального фонда компенсаций, в том числе, вошли субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам закрытых административно-территориальных образований на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Согласно приложению 20 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2005 год" Вологодской области из Федерального фонда компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан подлежало выделению 259 556,0 тыс. руб.
Поступившие средства в соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 14.02.2005 N 135 распределены между муниципальными районами, в том числе Чагодощенскому муниципальному району в возмещение расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг выделено 2 079,0 тыс. руб., из них на оплату жилья и коммунальных услуг - 1 021,8 тыс. руб.
Указанные средства Администрацией израсходованы по назначению.
В материалах дела имеется справка об остатках средств, выделенных из федерального бюджета бюджету Вологодской области, по состоянию на 01.01.2006 (том 1, л.д. 58).
Согласно данной справке остаток субвенций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан на 01.01.2006 составил 5 540 179 руб. 45 коп.
Судом данное обстоятельство при вынесении судебного акта не учтено и не выяснено, достаточно ли федеральный бюджет выделил компенсационных выплат на соответствующие цели, в каком объеме бюджетом субъекта использованы выделенные денежные средства.
Кроме того, судом не исследовался вопрос о том, включен ли истцом в размер иска налог на добавленную стоимость и не дана оценка правомерности требований в этой части.
С учетом изложенного принятый по делу судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное выше и вынести решение с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 25.05.2006 по делу N А13-1464/2006-09 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
А.А. Кустов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 сентября 2006 г. N А13-1464/2006-09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника