Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 сентября 2006 г. N А26-2682/2006-13
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 марта 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Старченковой В.В., Тарасюка И.М.,
при участии от администрации города Петрозаводска Левкиной А.В. (доверенность от 30.12.2005), от Петрозаводского муниципального унитарного предприятия "Троллейбусное управление" Добровольской В.А. (доверенность от 24.05.2006), от Министерства финансов Республики Карелия Толстовой З.В. (доверенность от 26.10.2005),
рассмотрев 19.09.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Петрозаводска на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.06.2006 по делу N А26-2682/2006-13 (судья Мельник А.В.),
установил:
Петрозаводское муниципальное унитарное предприятие "Троллейбусное управление" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия к администрации города Петрозаводска и Министерству финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК) с иском о взыскании 7 769 593 руб. убытков, связанных с предоставлением льгот гражданам по оплате транспортных услуг с 01.01.2005 по 31.12.2006 в соответствии с постановлениями главы самоуправления города Петрозаводска от 17.01.2005 N 33 "Об услугах городского общественного транспорта" и от 18.02.2005 N 308 "О стоимости проезда в муниципальных троллейбусах и автобусах".
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 14.06.2006 с администрации города Петрозаводска за счет средств бюджета города в пользу Предприятия было взыскано 7 769 593 руб. В отношении Минфина РК в иске отказано.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе администрация города Петрозаводска просит решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.06.2006 отменить как вынесенное с нарушением норм процессуального и материального права. По мнению подателя жалобы, исковые требования не подлежат возмещению за счет средств бюджета города Петрозаводска.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, с 01.01.2005 по 31.12.2006 при взимании платы за оказание гражданам транспортных услуг Предприятие учитывало льготу по их оплате.
Указанная льгота предоставлялась Предприятием во исполнение постановлений главы самоуправления города Петрозаводска от 17.01.2005 N 33 "Об услугах городского общественного транспорта" и от 18.02.2005 N 308 "О стоимости проезда в муниципальных троллейбусах и автобусах", которыми предусматривалось взимать плату за проезд с отдельных категорий граждан в размере 50% от утвержденной стоимости.
Кроме того, 25.02.2005 между администрацией города Петрозаводска и Предприятием был заключен договор на возмещение расходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта на территории города Петрозаводска для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Республики Карелия.
Таким образом, в результате предоставления льгот при взимании платы за проезд отдельным категориям граждан по результатам года у Предприятия образовались некомпенсированные расходы в сумме 7 769 593 руб.
Факт предоставления льгот подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами.
Суд, основываясь на заключенном между администрацией города Петрозаводска и Предприятием договоре и руководствуясь нормами гражданского законодательства, в частности статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, принял решение о взыскании расходов Предприятия в связи с предоставлением льгот при оплате проезда за счет бюджета города Петрозаводска. Кассационная инстанция не может согласиться с выводом суда, полагая, что при принятии решения суд неправильно применил нормы материального права.
Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" постановил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
В соответствии с пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данным субъектом самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальная поддержка ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.
При вынесении решения судом изложенные обстоятельства не учтены и не выяснено, предусматривались ли в бюджете Республики Карелия субвенции для компенсации расходов предприятий, связанных с предоставлением данных льгот, направлялись ли данные средства органам местного самоуправления на эти цели.
С учетом вышеизложенного, принятый по делу судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду следует учесть вышеизложенное и вынести решение с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.06.2006 по делу N А26-2682/2006-13 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 сентября 2006 г. N А26-2682/2006-13
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника