Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 сентября 2006 г. N А52-1020/2006/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Абакумовой И.Д., Троицкой Н.В.,
рассмотрев 27.09.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 22.05.2006 по делу N А52-1020/2006/2 (судья Леднева О.А.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Баеву Александру Азарьевичу о взыскании 8 018 руб. 60 коп. штрафа по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением суда от 22.05.2006 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение от 22.05.2006 и принять по делу новый судебный акт.
Представители предпринимателя и инспекции, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы,
Как следует из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку декларации по НДС за июнь 2005 года.
В ходе проверки инспекция установила, что 40 092 руб. 68 коп. НДС неправомерно предъявлены предпринимателем к вычету, поскольку в счетах-фактурах от 01.06.2005 N 815, от 28.06.2005 N 967, от 21.06.2005 N 932, от 20.06.2005 N 672 в нарушение подпункта 2 пункта 5 статьи 169, пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не указаны адреса покупателя и грузополучателя, ИНН покупателя; сумма НДС, указанная в книге покупок, не совпадает с суммой НДС, указанной в счете-фактуре. Кроме того, указанные в счетах-фактурах от 01.06.2005 N 815, от 28.06.2005 N 967, от 21.06.2005 N 932 реквизиты платежно-расчетных документов не соответствуют реквизитам представленных квитанций к приходным кассовым ордерам, в которых сумма НДС отдельной строкой не выделена, а в строке "основание платежа" нет ссылки на конкретную счет-фактуру.
По результатам проверки инспекция вынесла решение от 19.10.2005 N 341 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности в виде взыскания 8 018 руб. 60 коп. штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ, а также доначислила 40 093 руб. НДС и 1 568 руб. 84 коп. пеней по НДС.
Требованием от 27.10.2005 N 180 инспекция предложила предпринимателю уплатить штраф в срок до 06.11.2005. Поскольку требование не было выполнено, инспекция обратилась в арбитражный суд.
Суд отказал в удовлетворении требований инспекции, указав, что ошибка, допущенная при оформлении платежных документов, не может лишить налогоплательщика права на применение налоговых вычетов при доказанности фактической уплаты.
Кассационная инстанция считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Кассационная инстанция отклоняет довод налогового органа о том, что Баев А.А. не внес исправления в ранее выданные счета-фактуры, а представил исправленные счета - фактуры на новых бланках, чем нарушил пункт 5 Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1996 N 914 (с последующими изменениями).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Условия реализации права на налоговые вычеты определены в пункте 1 статьи 172 НК РФ. В соответствии с данной нормой налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам) и принятие на учет указанных товаров (работ, услуг).
В силу прямого указания в пункте 1 статьи 169 НК РФ документом, служащим основанием для принятия предъявленных продавцом сумм налога к вычету или возмещению, у покупателя является счет-фактура, который должен быть составлен с соблюдением требований пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ.
Отсутствие счетов-фактур, предусмотренных статьей 169 НК РФ, препятствует реализации налогоплательщиком - покупателем товаров (работ, услуг) права на налоговые вычеты в соответствующем налоговом периоде сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам.
Аналогичные последствия влечет и наличие у покупателя товаров счетов-фактур, оформленных продавцами с нарушением установленного порядка, поскольку такие счета-фактуры не могут являться основанием для принятия предъявленных продавцами товаров (работ, услуг) сумм налога к вычету или возмещению.
При неправильном оформлении поставщиками счетов-фактур налогоплательщик в силу пунктов 1 - 2 статьи 169, пункта 1 статьи 171, пункта 1 статьи 172, пункта 1 статьи 173 и пункта 4 статьи 176 НК РФ может предъявить к вычету указанный в таких счетах-фактурах НДС (при соблюдении иных условий реализации права на налоговые вычеты) только после получения от поставщика исправленных (дооформленных) счетов-фактур.
Пунктом 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, определен порядок внесения исправлений в счет-фактуру, согласно которому исправления, внесенные в счет-фактуру, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправлений.
При этом суд первой инстанции правильно отмечает, что положения главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не содержат запрета на замену такого счета-фактуры на документ, оформленный в соответствии с действующими нормами.
Не может быть также принят довод налогового органа о том, что счета-фактуры представлены предпринимателем в судебное заседание, а не в налоговый орган, в связи с чем не было проведено их исследование на предмет достоверности.
Как установил суд первой инстанции, предприниматель устранил недостатки в оформлении счетов-фактур, на которые указывал налоговый орган.
Как разъяснено в пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5, суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений, независимо от того, представлялись ли эти документы налогоплательщиком налоговому органу.
Необходимо также отметить, что в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 31, абзаца 4 статьи 88 и пункта 1 статьи 93 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Абзацем 3 статьи 88 НК РФ предусмотрено, что если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
Однако инспекция не представила доказательств, подтверждающих соблюдение ею в ходе проведения проверки обоснованности применения предпринимателем налоговых вычетов по НДС за июнь 2005 года требований, предусмотренных названной нормой права.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд обоснованно указал на отсутствие оснований для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы инспекции, а вынесенный судебный акт считает законным и обоснованным.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 22.05.2006 по делу N А52-1020/2006/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 сентября 2006 г. N А52-1020/2006/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника