Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 октября 2006 г. N А05-4633/2006-13
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Кузнецовой Н.Г., Троицкой Н.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Трейд" Гончаровой Л.В. (доверенность от 04.03.2006 N 11), от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску Кудрявина B.C. (доверенность от 05.12.2005 N 0307/58187), Сынчикова Д.Н. (доверенность от 28.12.2005 N 0307/64074),
рассмотрев 17.10.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение от 15.05.2006 (судья Сметанин К.А.) и постановление апелляционной инстанции от 07.07.2006 (судьи Пигурнова Н.И., Бушева Н.М., Шашков А.Х.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-4633/2006-13,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Альянс-Трейд" (далее - Общество, ООО "Альянс-Трейд") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - Инспекция) от 16.02.2006 N 14-23-45/1260 и от 27.02.2006 N 14-23-50/1274.
Решением суда от 15.05.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.07.2006, требования ООО "Альянс-Трейд" удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение. Податель жалобы считает, что договор о совместной деятельности по добыче морских биоресурсов (простого товарищества) от 17.08.2005 N 170805-СД (далее - договор о совместной деятельности) и договор аренды судна от 17.08.2005 N 170805/ОА заключены только с целью создания искусственных оснований для возмещения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) из бюджета. При этом Инспекция ссылается на то, что названные договоры подписаны взаимозависимыми лицами; экспортный контракт от 30.09.2005 N АТ-2005/1 заключен Обществом от своего имени, а не от имени участника простого товарищества. Кроме того, в нарушение статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) место государственной регистрации ООО "Альянс-Трейд" не является местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по договору о совместной деятельности Общество и ЗАО "Севрыбком-2" осуществляли деятельность по добыче краба.
Договором о совместной деятельности предусмотрено, что вылов краба осуществляется с использованием морского судна М-0333 "Остров Анзер", переданного Обществу по договору аренды от 17.08.2005 N 170805/ОА, заключенному с ООО "Севрыбком-3".
По контракту от 30.09.2005 N АТ-2005/1, заключенному с компанией "Bovaie LTD". ООО "Альянс-Трейд" реализовало на экспорт конечности краба (13 300 кг), выработанные на борту судна М-0333 "Остров Анзер".
ООО "Альянс-Трейд" представило в Инспекцию декларацию по НДС по ставке О процентов, в которой указало 6 420 408 руб. выручки от реализации продукции на экспорт и предъявило к возмещению 1 125 906 руб. налога, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при производстве товаров, реализованных на экспорт.
По результатам камеральной проверки декларации Инспекция приняла решение от 16.02.2006 N 14-23-45/1260, которым признала необоснованным применение Обществом ставки 0 процентов в отношении 6 420 408 руб. выручки и отказала ООО "Альянс-Трейд" в возмещении 1 125 906 руб. НДС за октябрь 2005 года.
Общество представило в Инспекцию уточненную декларацию по НДС по ставке 0 процентов за октябрь 2005 года, в которой указало другую сумму выручки от реализации - 6 396 845 руб. в связи с ее перерасчетом по установленном курсу валют.
Решением от 27.02.2006 N 14-23-50/1274, принятым по результатам камеральной проверки уточненной декларации, Инспекция признала необоснованным применение Обществом ставки 0 процентов в отношении 6 396 845 руб.
Решения налогового органа мотивированы следующим. Договор о совместной деятельности и договор аренды судна от 17.08.2005 N 170805/ОА подписаны взаимозависимыми лицами: Тененбаумом В.А. - генеральным директором ООО "Альянс-Трейд" и ООО "Севрыбком-3" и Волковым В.А. - генеральным директором ЗАО "Севрыбком-2" и заместителем генерального директора ООО "Севрыбком-3"; главным бухгалтером Общества, ЗАО "Севрыбком-2" и ООО "Севрыбком-3" является одно и то же лицо - Николаенко О.А. Инспекция считает, что названные договоры заключены с целью создания искусственных оснований для возмещения из бюджета НДС. Экспортный контракт от 30.09.2005 N АТ-2005/1 заключен Обществом от своего имени, а не от имени участника простого товарищества. В нарушение пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 17.12.98 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" Общество передало третьему лицу свое право на использование живых ресурсов. Договором о совместной деятельности квоты на вылов краба не внесены в качестве вклада в совместную деятельность, в следовательно, не могут осваиваться Обществом и ЗАО "Севрыбком-2" совместно Кроме того, в нарушение статьи 54 ГК РФ место государственной регистрации Общества не является местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.
ООО "Альянс-Трейд" оспорило решения Инспекции от 16.02.2006 N 14-23-45/1260 и от 27.02.2006 N 14-23-50/1274 в судебном порядке.
Кассационная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно отклонили доводы налогового органа и сделали обоснованный вывод о правомерном предъявлении Обществом к возмещению 1 125 906 руб. НДС за октябрь 2005 года.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ. на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ. в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в подпунктах 1 - 6 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ. и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Из материалов дела видно и налоговым органом не оспаривается, что в подтверждение обоснованности применения ставки НДС 0 процентов ООО "Альянс-Трейд" представило в Инспекцию вместе с декларацией за октябрь 2005 года все документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ.
Согласно статье 1041 ГК РФ целью простого товарищества является извлечение прибыли от совместной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
По статье 1043 ГК РФ внесенное товарищами имущество, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция признаются их общей долевой собственностью, если иное не установлено законом или договором простого товарищества либо не вытекает из существа обязательства. Согласно пункту 2 статьи 1042 ГК РФ вклады товарищей предполагаются равными по стоимости, если иное не следует из договора простого товарищества или фактических обстоятельств.
По Договору о совместной деятельности Общество и ЗАО "Севрыбком-2" объединили предоставленные им в установленном порядке квоты на вылов краба. В данном случае не произошла передача Обществом своего права на использование живых ресурсов третьему лицу, поскольку простое товарищество не является юридическим лицом.
Кроме того, Управлением по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области Обществу выдано разрешение N ТП-050100 Серия 51 N 001312 на промысел водных биологических ресурсов на 2005 год. В разрешении одним из оснований для его выдачи указан Договор о совместной деятельности.
В силу статьи 153 ГК РФ стороной сделки могут выступать граждане и юридические лица. Согласно статье 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы.
Таким образом, простое товарищество не может выступать стороной сделки и не является налогоплательщиком.
Договором о совместной деятельности ведение совместных дел товарищества возложено на Общество, которое и являлось стороной по экспортному контракту от 30.09.2005 N АТ-2005/1, предъявило к возмещению спорную сумму НДС, уплаченную поставщикам по совместной деятельности. Судами установлено и материалами дела подтверждается, что счета-фактуры, по которым предъявлен к вычету НДС, выставлены поставщиками в адрес Общества.
Кассационная инстанция считает необходимым отметить, что Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ введена с 01.01.2006 в действие статья 174.1 НК РФ, определяющая особенности исчисления и уплаты в бюджет налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом на территории Российской Федерации.
Названной статьей установлено, что ведение общего учета операций. подлежащих налогообложению в соответствии со статьей 146 НК РФ, возлагается на участника товарищества, которым являются российская организация либо индивидуальный предприниматель. При совершении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом на участника товарищества или доверительного управляющего возлагаются обязанности налогоплательщика, установленные главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговый вычет по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и по имущественным правам, приобретаемым для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом предоставляется только участнику товарищества либо доверительному управляющему при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами этим лицам, в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, с 2006 года законодатель урегулировал порядок применения налоговых вычетов по НДС по договору простого товарищества.
Налоговый орган ссылается на то, что место государственной регистрации Общества не соответствует месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.
Кассационная инстанция считает, что ссылка Инспекции правомерно отклонена судами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Статьей 51 ГК РФ установлено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам уполномочено осуществлять с 01.07.2002 государственную регистрацию юридических лиц.
В силу подпункта "б" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "Альянс-Трейд" зарегистрировано Инспекцией 20.01.2005 путем внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1052901001670. При регистрации ООО "Альянс-Трейд" Инспекцией не было установлено, что документы представлены Обществом в ненадлежащий регистрирующий орган. По месту регистрации Общество представляло налоговую отчетность, которая принималась Инспекцией.
Несостоятельны и доводы Инспекции о том, что Договор о совместной деятельности и договор аренды судна от 17.08.2005 N 170805/ОА подписаны взаимозависимыми лицами, поскольку налоговый орган не представил доказательств того, что отношения между ними, оказывают влияние на условия или экономические результаты их деятельности.
Все доводы, приведенные Инспекцией в кассационной жалобе, повторяют доводы, изложенные в оспариваемых решениях и апелляционной жалобе, рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, которые дали им надлежащую оценку, соответствующую фактическим обстоятельствам дела. Никакие иные доводы, которые не были предметом рассмотрения и оценки судов, в жалобе налогового органа не приведены. В жалобе также нет и ссылок на доказательства, опровергающие выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах. Доводы, приведенные налоговым органом в жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы налогового органа.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 15.05.2006 и постановление апелляционной инстанции от 07.07.2006 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-4633/2006-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 октября 2006 г. N А05-4633/2006-13
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника