Апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 20 декабря 2022 г. по делу N 33-8026/2022
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
председательствующего судьи Ишимова А.А, судей Евтодеевой А.В, Ковалёва А.А, при ведении протокола судебного заседания секретарем Каргаполовой М.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в специальный медицинский стаж в льготном исчислении, назначить пенсию со дня обращения за её назначением, произвести перерасчет и выплату пенсии, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата), которым постановлено:
"Исковое заявление А. к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ИНН (номер), ОГРН (номер)) от (дата) (номер) об отказе в установлении пенсии А. (паспорт (номер) выдан "данные изъяты" (дата), код подразделения (номер)), незаконным.
Обязать Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ИНН (номер), ОГРН (номер) включить в специальный (медицинский) стаж А. (паспорт (номер) выдан "данные изъяты" (дата), код подразделения (номер)) подлежащий расчету как один год работы за один год и шесть месяцев следующие периоды работы: с 07.10.2004 года по 08.10.2004 года; с 05.04.2005 года по 06.04.2005 года; с 24.10.2005 года по 29.10.2005 года; с 25.05.2006 года по 26.05.2006 года; с 07.09.2006 года по 08.09.2006 года; с 04.12.2006 года по 05.12.2006 года; с 26.02.2007 года по 27.02.2007 года; с 26.03.2007 года по 27.03.2007 года; с 17.04.2007 года по 18.04.2007 года; с 25.04.2007 года по 26.04.2007 года; с 07.05.2007 года по 08.05.2007 года; с 25.06.2007 года по 28.06.2007 года; с 20.12.2007 года по 21.12.2007 года; 17.06.2010 года; с 15.07.2011 года по 16.07.2011 года; с 18.07.2011 года по 23.07.2011 года; 14.03.2014 года; с 18.03.2014 года по 19.03.2014 года; 21.03.2014 года; с 29.07.2016 года по 01.08.2016 года; с 06.03.2017 года по 07.03.2017 года; с 14.07.2017 года по 15.07.2017 года; 14.08.2017 года; с 01.11.2017 года по 02.11.2017 года (донорские дни);
- с 04.02.2003 года по 04.03.2003 года; с 07.10.2013 года по 01.11.2013 года (курсы повышения квалификации);
- с 30.07.1992 года по 08.06.1993 года в должности медицинской сестры гастрохирургического отделения (адрес) клинической больницы;
- с 19.08.1996 года по 28.02.1997 года в должности медицинской сестры палатной в легочно-хирургическом отделении Противотубдиспансере (номер) (адрес).
Обязать Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ИНН (номер), ОГРН (номер)) назначить пенсию А. (паспорт (номер) выдан "данные изъяты" (дата), код подразделения (номер)) с (дата); произвести перерасчет и выплату пенсии за период с (дата) по (дата).
Взыскать с Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в пользу А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей", заслушав доклад судьи Ковалёва А.А, объяснения истца А. и её представителя Д, возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, установила:
А. обратилась в суд с указанным иском, уточнив исковые требования, просила признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) (номер) от (дата) об отказе в установлении пенсии; возложить на ответчика обязанность включить в специальный (медицинский) стаж, подлежащий расчету как один год работы за один год и шесть месяцев периоды с 07 октября 2004 года по 08 октября 2004 года, с 05 апреля 2005 года по 06 апреля 2005 года, с 24 октября 2005 года по 29 октября 2005 года, с 25 мая 2006 года по 26 мая 2006 года, с 07 сентября 2006 года по 08 сентября 2006 года, с 04 декабря 2006 года по 05 декабря 2006 года, с 26 февраля 2007 года по 27 февраля 2007 года, с 26 марта 2007 года по 27 марта 2007 года, с 17 апреля 2007 года по 18 апреля 2007 года, с 25 апреля 2007 года по 26 апреля 2007 года, с 07 мая 2007 года по 08 мая 2007 года, с 25 июня 2007 года по 28 июня 2007 года, с 20 декабря 2007 года по 21 декабря 2007 года, 17 июня 2010 года, с 15 июля 2011 года по 16 июля 2011 года, с 18 июля 2011 года по 23 июля 2011 года, 14 марта 2014 года, с 18 марта 2014 года по 19 марта 2014 года, 21 марта 2014 года, с 29 июля 2016 года по 01 августа 2016 года, с 06 марта 2017 года по 07 марта 2017 года, с 14 июля 2017 года по 15 июля 2017 года, 14 августа 2017 года, с 01 ноября 2017 года по 02 ноября 2017 года - донорские дни; с 04 февраля 2003 года по 04 марта 2003 года, с 07 октября 2013 года по 01 ноября 2013 года - курсы повышения квалификации; с 30 июля 1992 года по 08 июня 1993 года в должности медицинской сестры гастрохирургического отделения (адрес) клинической больницы; с 19 августа 1996 года по 28 февраля 1997 года в должности медицинской сестры палатной в легочно-хирургическом отделении Противотубдиспансере (номер) (адрес); назначить истцу пенсию в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от
28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с (дата); произвести перерасчет и выплату пенсии за период с (дата) по (дата).
В обоснование заявленных требований А. указала, что (дата) она обратилась в ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. (дата). Решением ответчика (номер) от (дата) в назначении досрочной страховой пенсии было отказано по причине недостижения срока, предусмотренного приложением 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". С данным решением ответчика она не согласна. Полагает, что ответчик необоснованно не учел указанные выше спорные периоды работы в специальный стаж в льготном исчислении. 30 лет стажа работы в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения выработано по состоянию на (дата) и право на получение пенсии у неё возникло с (дата). Поскольку с (дата) ей установлена пенсии по старости, то считает, что на ответчика должна быть возложена обязанность произвести перерасчет и выплату пенсии с (дата).
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворение исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что заявленные истцом периоды не подлежат исчислению в льготном порядке. При условии работы в стационаре один год работы учитывается за один год и шесть месяцев. В трудовой книжке данная информация отсутствует, документы, подтверждающие факт работы в стационаре, истец не предоставляла. При этом истцом предоставлены документы в суд, а именно, копии штатных расписаний, должностные инструкции, большая часть документов не читаема. Права на досрочную страховую пенсию на дату обращения на (дата) истец не имеет. Возраст на дату обращения составил "данные изъяты" лет, специальный медицинский стаж 30 лет выработан на (дата), право на пенсию у А. возникает с (дата). Полагает, что решение об отказе в назначении пенсии вынесено законно на основании предоставленных заявителем документов и пенсионного законодательства, действующего в периоды осуществления А. работы.
Ответчик, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своего представителя не направил, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры приступила к рассмотрению дела в его отсутствие.
Проверив законность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены или изменения судебного решения суда в апелляционном порядке не имеются.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (статья 39, часть 1).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон "О страховых пенсиях") страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В силу подпункта "н" пункта 1 этого постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Устанавливая в Законе "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 г. N 1920-О).
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, (дата) А, (дата) года рождения, зарегистрированная в системе обязательного пенсионного страхования (дата), обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона "О страховых пенсиях".
Решением ответчика (номер) от (дата) истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине не достижения срока, предусмотренного приложением 7 к Закону "О страховых пенсиях).
Ответчиком в бесспорном порядке учтен страховой стаж истца 25 лет 04 месяца 13 дней; специальный (в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения) стаж - 30 лет 04 месяцев 10 дней (30 лет выработано на (дата)); стаж работы с тяжелыми условиями труда (Список N2) - 11 лет 02 месяца 29 дней; стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - 16 лет 03 месяца 24 дня, что соответствует 12 годам 02 месяцам 25 дням работы в районах Крайнего Севера. Ответчик указал в решении, что истец на дату обращения не имеет права на досрочную страховую пенсию, при имеющемся страховом и специальном (работа в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения) стаже, право на пенсию у А. возникает с (дата) на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Закона "О страховых пенсиях".
Разрешая спор, суд пришел к выводам о незаконности решения пенсионного органа об отказе в установлении пенсии, наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по включению оспариваемых истцом периодов в специальный стаж в льготном исчислении, по назначению пенсии с момента обращения истца к ответчику и перерасчете истцу пенсии.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют требованиям закона, основаны на фактических обстоятельствах, подтвержденных надлежащими доказательствами, оцененными судом в совокупности, и правильно мотивированы, оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Согласно записям в трудовой книжке А. с 30 июля 1992 года по 08 июня 1993 года она осуществляла трудовую деятельность в должности медицинской сестры гастрохирургического отделения (адрес) клинической больницы, с 19 августа 1996 года по 28 февраля 1997 года в должности медицинской сестры палатной в легочно-хирургическом отделении Противотубдиспансере (номер) (адрес).
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" исчисление сроков выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров производится из расчета один год работы в этих должностях и подразделениях за одни год и шесть месяцев.
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность включить в специальный стаж истца в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев периода работы с 30 июля 1992 года по 08 июня 1993 года, с 19 августа 1996 года по 28 февраля 1997 года.
Также судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о возложении на ответчика обязанности по включению в специальный стаж в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев донорских дней и курсов повышения квалификации.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее по тексту Правила).
Подпунктом "б" п. 5 Правил установлено, что лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев.
С 27 января 2003 года по 05 августа 2003 года истец осуществляла трудовую деятельность в бюджетном учреждении здравоохранения (адрес) "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи (номер)" по должности медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии-реанимации, с 18 августа 2008 года в бюджетном учреждении (адрес) " (адрес) клиническая психоневрологическая больница" в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении неотложной наркологической помощи палаты реанимации и интенсивной терапии.
В Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года предусмотрены медицинские сестры-анестезисты в отделении реанимации и интенсивной терапии.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Согласно статье 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются, сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с командировкой.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Также судом правомерно включены в специальный стаж истца донорские дни, что соответствует положениями Федерального закона от 20 июля 2012 года N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", статье 186 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснению, содержащемуся в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 07 декабря 1998 года N 06-28/10740 "О порядке зачета в специальный трудовой стаж донорских дней, работникам, являющимся донорами", поскольку с учетом системного толкования приведенных положений законодательства, донорские дни засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку в эти дни за истцом сохраняется средний заработок. Истец в указанные периоды осуществляла трудовую деятельность на должностях, работа в которых засчитывается из расчета как один год работы за один год и шесть месяцев.
С учетом включенных судом периодов, положений части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", истец на дату обращения имела право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность назначить истцу пенсию с (дата) и произвести перерасчет и выплату истцу пенсии с (дата) по (дата).
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемое решение ответчика вынесено законно по тем документам, которые предоставлялись заявителем для назначения пенсии в пенсионное дело, истцом документы предоставленные в суд в пенсионный орган не предоставлялись, на законе не основаны, противоречат нормам гражданского процессуального законодательства, в соответствии с которыми в ходе рассмотрения гражданского дела каждая сторона доказывает обстоятельства, положенные в обоснование доводов иска и возражений по нему. Соответственно, истец вправе была предоставлять суду любые доказательства, в том числе и те, которые не предоставлялись ею в пенсионный орган при подаче заявления о назначении пенсии.
Такой правовой подход сформулирован в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2018 года N 69-КГ18-11.
Доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на неверном толковании норм материального права, фактически сводятся к несогласию с решением суда первой инстанции, и направлены на переоценку доказательств и выводов суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 02 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Мотивированное определение составлено 23 декабря 2022 года.
Председательствующий Ишимов А.А.
Судьи Евтодеева А.В.
Ковалёв А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.