Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 ноября 2006 г. N А13-2729/2006-20
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Афанасьева С.В., Кравченко Т.В.,
рассмотрев 22.11.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25.07.2006 по делу N А13-2729/2006-20 (судья Романова А.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вологодская сбытовая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области и муниципальному образованию Никольского муниципального района в лице Финансового управления администрации Никольского муниципального района о взыскании 191 487 руб. 85 коп. расходов (без учета налога на добавленную стоимость), понесенных истцом в результате предоставления гражданам, проживающим на территории Никольского муниципального района Вологодской области в 2005 году льгот по оплате электроэнергии во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов), Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах), Федерального закона от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1) и в 2003 году во исполнение Федерального закона от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Закон о реабилитации).
Решением от 25.07.2006 исковые требования удовлетворены за счет средств казны Российской Федерации. В иске к остальным ответчикам отказано.
В апелляционном порядке решение не пересматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение от 25.07.2006 и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований за счет казны Российской Федерации. По мнению подателя жалобы, Российской Федерацией полностью выполнены обязательства по перечислению Вологодской области денежных средств в размере, установленном Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год". Кроме того, Минфин РФ указывает, что расходы Общества, связанные с предоставлением льгот на основании Закона о реабилитации подлежат взысканию с казны Вологодской области.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о месте и времени его рассмотрения, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Общество в 2003 и 2005 годах в соответствии с названными выше нормативными правовыми актами, при взимании с соответствующих категорий граждан платы за электрическую энергию учитывало льготу в размере 50 %. Возникновение в связи с этим у истца расходов в заявленном размере послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Факт и размер предоставленных льгот судом установлен, сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела.
В соответствии со статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Согласно статье 28.2 Закона о социальной защите инвалидов Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Закона о ветеранах социальная поддержка ветеранов включает в себя льготы по оплате коммунальных услуг.
Согласно статье 23.2 Закона о ветеранах Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Закона N 1244-1 гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 названного Закона, гарантируется оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.
Статьей 5 Закона N 1244-1 установлено, что данные меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 N 652 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, в соответствии с пунктом 2 которых финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций на соответствующий год.
Суд, проанализировав изложенные нормы нормативных актов, статью 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год", пришел к правомерному выводу о том, что расходы истца, понесенные им в связи с предоставлением льгот в 2005 году, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, поскольку размер выделенных федеральным бюджетом средств оказался недостаточным.
Кассационная инстанция согласна с выводом суда о том, что требования истца о взыскании убытков в связи с предоставлением в 2003 году льгот отдельным категориям граждан на основании Закона о реабилитации, подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации.
Статьей 16 Закона о реабилитации предусмотрено право реабилитированных лиц на снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством. Порядок предоставления таких льгот в соответствии со статьей 17 вышеназванного Закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 334 (действие которого продлено на 2003 год в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85) утверждены Правила предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Закона. Согласно вышеназванным Правилам расходы, связанные с реализацией данного Закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на соответствующий год.
Таким образом, Правилами установлено, что расходы, связанные с предоставлением льгот соответствующим категориям граждан, подлежат компенсации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением понесенных расходов из федерального бюджета.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 (далее - постановление ВАС РФ) разъяснено, что положения Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) о совместном финансировании расходов по предоставлению потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Поскольку судом установлено, что Вологодская область из федерального бюджета не получила денежных средств, достаточных для возмещения расходов истца, понесенных им в связи с предоставлением в 2003 году гражданам льгот по оплате электроэнергии в соответствии с Законом о реабилитации, требования Общества правомерно удовлетворены за счет казны Российской Федерации.
Ввиду изложенного оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской от 25.07.2006 по делу N А13-2729/2006-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Т.В. Кравченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 ноября 2006 г. N А13-2729/2006-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника