Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 декабря 2006 г. N А42-7055/2005
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 декабря 2006 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 ноября 2006 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 октября 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кочеровой Л.И., Хохлова Д.В.,
при участии от Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования Кодратьевой 3.В. (доверенность от 27.12.2005 N 71), от администрации города Мурманска Гармаша Н.В. (доверенность от 16.11.2006 N 05-42/1747), Матекина Г.В. (доверенность от 16.11.2006 N 05-42/1748), Прибытковой Е.С. (доверенность от 16.11.2006 N 05-42/1746),
рассмотрев 19.12.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Мурманска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.01.2006 (судья Востряков К.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2006 (судьи Петренко Т.И., Горбачева О.В., Протас Н.И.) по делу N А42-7055/2005,
установил:
Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с администрации города Мурманска (далее - Администрация) 183 111 700 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2004 год и 32 145 035 руб. пеней, начисленных за период с 01.01.2004 по 31.10.2005.
Решением суда от 24.01.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.08.2006, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение от 24.01.2006 и постановление от 17.08.2006-отменить. По мнению подателя жалобы, требование Фонда об уплате страховых взносов от 21.03.2005 N 4 не соответствует пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и заявителем пропущен срок, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ, на обращение в суд в отношении задолженности по страховым взносам за 9 месяцев 2005 года и пеней. Также, по мнению Администрации, договор обязательного медицинского страхования неработающих граждан от 09.04.2004 N 21-16167-2 ничтожен и не подлежит применению; надлежащим ответчиком по делу является Управление финансов администрации города Мурманска, а не Администрация. Кроме того, органы местного управления обращались за финансовой поддержкой в Департамент финансов Мурманской области с целью получения дополнительной финансовой помощи для погашения задолженности по платежам в Фонд, из чего, по мнению подателя жалобы, следует вывод об отсутствии в его действиях вины в неисполнении обязательства, предусмотренного договором обязательного медицинского страхования неработающего населения.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит обжалуемые судебные акты оставить в силе, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Администрации поддержали доводы жалобы, а представитель Фонда возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд провел проверку своевременности и правильности перечисления Администрацией страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2004 год.
В ходе проверки установлена несвоевременная и неполная уплата страховых взносов. Фонд установил наличие у Администрации задолженности в сумме 183 111 170 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2004 год и начислил 32 145 035 руб. пеней.
Фонд направил плательщику требование от 21.03.2005 N 4 об уплате в десятидневный срок с момента получения требования недоимки по страховым взносам и пеней.
Указанное требование в установленный срок Администрация не исполнила, поэтому Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды удовлетворили требования Фонда о взыскании с Администрации задолженности по страховым взносам и соответствующих пеней, указав, что Администрация перечислила страховые взносы за 2004 год с нарушением установленного срока и не в полном объеме.
Кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" в редакции, действовавшей в проверяемый период (далее - Закон N 1499-1), страхователями в обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления краев, областей автономных округов и автономных областей, местная администрация.
В соответствии со статьей 17 названного Закона местная администрация осуществляет платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения за счет средств, предусматриваемых в бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен. При недостатке средств местного бюджета страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов в порядке, установленном Советом Министров Российской Федерации.
Статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" предусмотрено, что страховые взносы на обязательное медицинские страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее - Положение).
В силу пункта 3 Положения платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
Аналогичное положение содержится и в пункте 2 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" (далее - Инструкция). Согласно Инструкции платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных и других категорий) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
В соответствии с пунктами 4 и 7 статьи 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (в редакции, действовавшей в проверяемый период) к компетенции органов местного самоуправления относятся формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение и осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию.
В статье 22 Закона N 1499-1 указано, что базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации.
В спорный период базовая программа обязательного медицинского страхования была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.1998 N 1096 "Об утверждении программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи".
На основе базовой программы в соответствии со статьей 22 Закона N 1499-1 и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018 органы государственного управления, в том числе и областей, утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Предусматриваемые такими программами объем и условия оказания медицинской помощи не могут быть ниже установленных в базовой программе.
Объем финансирования при принятии территориальной программы определяется исходя из среднесписочной численности населения на очередной год и утвержденного на этот же год в установленном порядке размера страхового взноса на обязательное медицинское страхование одного неработающего человека в месяц.
Постановлением правительства Мурманской области от 20.10.2003 N 281-ПП/14 размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения в 2004 году утвержден в сумме 150 руб. 30 коп.
Как установлено судами, Законом Мурманской области от 23.12.2003 N 458-01-ЗМО "О бюджете Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования 2004 год" (далее - Закон N 458-01-ЗМО) сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения для администрации города Мурманска на 2004 год утверждена в размере 333 191 700 руб., из расчета 184 737 человек застрахованных и размера страхового взноса на каждое застрахованное лицо в сумме 150 руб. 30 коп. в месяц.
Из материалов дела видно, что количество застрахованных лиц определено на основании сформировавшейся на 01.10.2003 базы застрахованных Фонда (том 4, лист дела 136).
В соответствии с приложением N 3 к решению Мурманского городского Совета от 09.02.2004 N 34-308 "О бюджете города Мурманска на 2004 год" в разделе "Здравоохранение" функциональной классификации расходов местного бюджета на обязательное медицинское страхование в 2004 году предусмотрено 333 192 000 руб. Из материалов дела видно, что сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения на 2004 год утверждена в бюджете города Мурманска также из расчета 184 737 человек застрахованных и размера страхового взноса на каждое застрахованное лицо в сумме 150 руб. 30 коп. в месяц.
В материалах дела имеется уведомление о бюджетных ассигнованиях от 26.02.2004, направленное Управлением финансов Администрации в адрес Фонда, в котором сообщается о поквартальном распределении бюджетных ассигнований на обязательное медицинское страхование неработающего населения на 2004 год, а также указывается финансирование в целом на 2002 год в размере 333 192 000 руб. (том 1, лист дела 25).
В соответствии со статьей 220 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) изменение объемов бюджетных ассигнований, доведенных в уведомлениях о бюджетных ассигнованиях, возможно лишь в случаях и пределах, которые установлены Кодексом. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие внесение в 2004 году изменений в объемы ассигнований в бюджете города Мурманска, направляемых на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
В материалах дела также имеется письмо Департамента финансов Мурманской области от 12.03.2004 из которого следует, что при расчете необходимых объемов финансовой помощи бюджету города Мурманска учтены платежи за неработающее население в сумме 333 192 000 руб., исходя из численности застрахованного неработающего на 01.10.2003, равной 184737 человек (том 1, листы дела 71-72).
Из материалов дела следует, что между Администрацией и Фондом договор обязательного медицинского страхования неработающих граждан заключен 09.04.2004 и его действие стороны распространили на правоотношения, возникшие с 01.01.2004. При заключении данного договора стороны определили численность застрахованных на 01.01.2004 составляющую 183 927 человек.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что Администрация должна была перечислить в бюджет Фонда страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2004 год в сумме 333 191 700 руб.
Суды, установив, что за 2004 год Администрация перечислила 150 080 000 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, правомерно взыскали с нее в пользу Фонда 183 111 700 руб. задолженности по страховым взносам, а также 32 145 035 руб. пеней, начисленных за их несвоевременную уплату.
Суды правомерно не приняли во внимание доводы Администрации об изменении в феврале 2005 года в сторону уменьшения в бюджете города Мурманска ассигнований по разделу "Здравоохранение и физическая культура" (подраздел "Обязательное медицинское страхование"), поскольку внесение изменений в решение о бюджете по окончании финансового года противоречит нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Расчет пеней, составленный Фондом и положенный судами в основу судебных актов, произведен в соответствии с требованиями Положения и Инструкции. Пени начислены помесячно за каждый день просрочки нарастающим итогом за 2004 год.
Исследовав и оценив материалы дела, суды пришли к выводу о том, что требование Фонда от 21.03.2005 N 4 соответствует положениям статей 69 и 70 НК РФ. В силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции нет оснований для переоценки данного вывода судов.
Довод Администрации о необоснованном завышении Фондом численности застрахованного населения кассационной инстанцией не может быть принят во внимание, поскольку ранее в судах первой и апелляционной инстанций он не заявлялся и документы в обоснование его не представлялись. В силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе давать оценку доказательствам, которые не были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.01.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2006 по делу N А42-7055/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Мурманска - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 декабря 2006 г. N А42-7055/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника