Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 января 2007 г. N А26-4460/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Казанцевой Р.В. и Шпачевой Т.В.,
при участии от ГУ "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" Блиновой Л.А. (доверенность от 01.11.2006) и Андреевской Е.С. (доверенность от 09.01.2007), от МУЗ "Городская поликлиника N 4" и его главного врача Суровцева Г.Н. - Коршуновой В.В. (доверенности от 06.04.2006),
рассмотрев 11.01.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.08.2006 по делу N А26-4460/2006 (судья Мещерякова К.И.),
установил;
Государственное учреждение "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным неисполнение главным врачом муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 4" (далее - Учреждение) предписания от 13.04.2006 N 8 (далее - Предписание) в части восстановления сумм нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в размере 1 348 361,76 руб. и об обязании главного врача Учреждения восстановить указанные средства путем перечисления их на расчетный счет по средствам обязательного медицинского страхования Учреждения или на расчетный счет Фонда.
По инициативе Фонда к участию в деле в качестве лица, совершившего оспариваемые действия, привлечен главный врач Учреждения.
Определением от 17.07.2006 по ходатайству Фонда в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Учреждение.
Решением от 23.08.2006, законность и обоснованность которого в апелляционном порядке не проверялись, производство по делу в части требований Фонда, заявленных к главному врачу Учреждения, прекращено, в удовлетворении требований, заявленных к Учреждению, отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное, по его мнению, применение судом норм материального и процессуального права, просит решение отменить, заявление удовлетворить.
В отзывах на кассационную жалобу Учреждение и его главный врач, ссылаясь на ее необоснованность, просят решение оставить без изменения.
В судебном заседании представители Фонда поддержали кассационную жалобу, представитель Учреждения и его главного врача возразил против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
В период с 27.02.2006 по 24.03.2006 Фонд провел проверку целевого и рационального использования Учреждением в период с 01.01.2004 по 31.12.2005 средств обязательного медицинского страхования, результаты которой отражены в акте от 27.03.2006.
В ходе проверки выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования на сумму 1 520 066,01 руб.
На основании указанного акта Фонд 13.04.2006 направил в адрес главного врача Учреждения Предписание, в котором предложил разработать и утвердить мероприятия по устранению выявленных нарушений использования средств обязательного медицинского страхования и восстановить в срок до 15.05.2006 использованные не по целевому назначению средства обязательного медицинского страхования в сумме 1 520 066 руб. путем перечисления их на расчетный счет по средствам обязательного медицинского страхования Учреждения или на расчетный счет Фонда. При этом восстановление средств предлагалось осуществить как за счет средств городского бюджета (1 489 832 руб.), так и за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (30 234 руб.)
В связи с тем, что Учреждением в соответствии с Предписанием были восстановлены средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, только в сумме 171 704,24 руб., Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" (далее - Указ N 1095) в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Согласно пункту 2 Указа N 1095 государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается на Счетную палату Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление федерального казначейства и Контрольно - ревизионное управление), Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
В силу подпункта 6 пункта 8 раздела 3 устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857, и подпунктом 9 пункта 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, функцией Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также его территориальных органов является осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок.
Таким образом, Фонд является органом, осуществляющим государственный контроль за поступлением и расходованием средств федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 4 Указа N 1095 средства на обязательное медицинское страхование, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
Реализуя полномочия, предоставленные Фонду Указом N 1095, последнее направило в адрес Учреждения Предписание, а затем обратилось в суд с заявлением о признании действий Учреждения по его неисполнению незаконными.
Поскольку возникшие между Фондом и Учреждением отношения вытекают не из договора медицинского страхования, урегулированного статьей 4 Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", а отношений, связанных с рациональным использованием выделенных на обязательное медицинское страхование средств, требования Фонда подлежали рассмотрению судом в порядке, предусмотренном главой 22 АПК РФ.
Ввиду того, что федеральным законодательством не урегулирован порядок возмещения средств на обязательное медицинское страхование, их восстановление осуществляется в соответствии с порядком, установленным на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 39 Положения о порядке оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Республики Карелия, утвержденного Министерством здравоохранения Республики Карелия 17.06.2006 и согласованного с Фондом, в случае установления Фондом фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования медицинское учреждение в течение 30 дней после получения предписания восстанавливает сумму нецелевого использования средств за счет того источника, который предусмотрен для данного вида расходов по Программе обеспечения медицинской помощи населения Республики Карелия.
Как следует из материалов дела, Учреждение, выполняя требования Предписания, в течение 30 дней после его получения за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, восстановило средства обязательного медицинского страхования в сумме 171 704,24 руб.
Кроме того, Учреждение 15.05.2006 с целью восстановления средств обязательного медицинского страхования за счет средств местного бюджета обратилось в Комитет по вопросам здравоохранения, экологии и социальной защиты Администрации г. Петрозаводска с просьбой о финансировании произведенных Учреждением расходов в сумме 1 348 364,76 руб. за счет дополнительных доходов бюджета.
Однако какого-либо положительного решения Администрацией г. Петрозаводска по названному письму принято не было.
При таких обстоятельствах Учреждение предприняло все зависящие от него меры по исполнению Предписания.
С учетом изложенного требования Фонда о признании незаконным неисполнение Учреждением Предписания в части восстановления сумм нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования и об обязании восстановить указанные средства на расчетных счетах Учреждения или Фонда, заявленные к Учреждению, не подлежали удовлетворению.
В связи с тем, что главный врач Учреждения не относится к числу должностных лиц, действия которых могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, и в спорных правоотношениях, возникших между контролирующим органом и медицинским учреждением, он не выступает в качестве самостоятельного субъекта, суд правомерно в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ прекратил производство по делу в части требований, заявленных Фондом к главному врачу Учреждения.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.08.2006 по делу N А26-4460/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
Т.В. Шпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 января 2007 г. N А26-4460/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника