Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 января 2007 г. N А56-10156/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 мая 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д., Морозовой Н.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "РИО-СПб" Малышев О.А. (доверенность от 02.10.2006),
рассмотрев 16.01.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2006 (судья Загараева Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2006 (судьи Згурская М.Л., Семиглазов В.А., Фокина Е.А.) по делу N А56-10156/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РИО-СПб" (далее - Общество, ООО "РИО-СПб") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району Санкт-Петербурга, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция): от 30.05.2005 N 05-08И-45, от 06.06.2005 N 05-08И-50, от 18.06.2005 N 05-08И-54 и от 05.07.2005 N 05-08И-55 и об обязании Инспекции возвратить Обществу 14 884 323 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за декабрь 2004 года и январь-март 2005 года.
Решением суда первой инстанции от 29.05.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.10.2006, требования ООО "РИО-СПб" удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и неполное исследование обстоятельств дела, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение. Налоговый орган указывает на обстоятельства, свидетельствующие, по его мнению, о недобросовестности Общества как налогоплательщика: ООО "РИО-СПб" не находится по своему юридическому адресу; Общество имеет как кредиторскую задолженность перед иностранными поставщиками, так и дебиторскую задолженность российских покупателей товаров, но не принимает мер по взысканию задолженности со своих покупателей; уплата НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации произведена не Обществом, а третьими лицами; Общество не имеет собственных оборотных средств и ликвидного имущества. По мнению Инспекции, приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что деятельность ООО "РИО-СПб" направлена на искусственное создание оснований для возмещения НДС из бюджета.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 14.03.2005 ООО "РИО-СПб" представило в Инспекцию уточненную декларацию по НДС за декабрь 2004 года, в которой предъявило к вычету и возмещению 4 961 105 руб. налога, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В уточненной декларации по НДС за январь 2005 года, представленной в Инспекцию 06.04.2005, Общество предъявило к вычету 4 923 963 руб. налога, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, и заявило к возмещению из бюджета 3 845 430 руб. НДС.
Согласно декларации по НДС за февраль 2005 года, представленной Обществом в налоговый орган 21.03.2005, сумма НДС, уплаченная при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и предъявленная к вычету, составила 4 947 059 руб., а к возмещению - 3 365 058 руб.
В представленной в Инспекцию 19.04.2005 декларации по НДС за март 2005 года ООО "РИО-СПб" заявило к возмещению 2 712 730 руб. налога.
Общая сумма НДС, уплаченная Обществом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и заявленная к возмещению в указанных декларациях, составила 14 884 323 руб.
Инспекция провела камеральные проверки представленных деклараций, по результатам которых приняла решения:
от 30.05.2005 N 05-08И-45 об уменьшении на 4 961 205 руб. начисленной Обществом к возмещению в завышенных размерах суммы НДС за декабрь 2004 года, доначислении ООО "РИО-СПб" указанной суммы налога и 2 224 287 руб. НДС по сроку 20.01.2005, а также о взыскании с Общества 17 000 руб. НДС, не уплаченных в связи с неправомерным применением 4 978 205 руб. налоговых вычетов;
от 06.06.2005 N 05-08И-50 об уменьшении на 3 365 058 руб. начисленной Обществом к возмещению в завышенных размерах суммы НДС за февраль 2005 года, доначислении ООО "РИО-СПб" указанной суммы налога и взыскании с Общества 1 627 764 руб. НДС, не уплаченных в связи с неправомерным применением 4 992 882 руб. налоговых вычетов;
от 18.06.2005 N 05-08И-54 об уменьшении на 3 845 430 руб. начисленной Обществом к возмещению в завышенных размерах суммы НДС за январь 2005 года, доначислении ООО "РИО-СПб" указанной суммы налога и взыскании с Общества 1 109 339 руб. НДС, не уплаченных в связи с неправомерным применением 4 954 769 руб. налоговых вычетов;
от 05.07.2005 N 05-08И-55 об отказе Обществу в возмещении 2 712 730 руб. НДС за март 2005 года, доначислении ему этой суммы и взыскании 1 829 428 руб. НДС, не уплаченных в связи с неправомерным применением 4 542 158 руб. налоговых вычетов.
Основанием для принятия перечисленных решений послужил вывод налогового органа о наличии в действиях Общества как налогоплательщика признаков недобросовестности, злоупотребления правом на возмещение НДС из бюджета.
ООО "РИО-СПб" оспорило решения налогового органа в судебном порядке.
Руководствуясь статьями 166, 171 и 172 НК РФ, суды первой и апелляционной инстанций признали, что ООО "РИО-СПб" выполнило все условия, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации для применения налоговых вычетов. При этом суды указали на то, что налоговым органом не доказано наличие в действиях Общества как налогоплательщика признаков недобросовестности.
Кассационная коллегия не находит оснований для переоценки вывода судов и отмены обжалуемых судебных актов.
В силу пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Пунктом 1 статьи 176 НК РФ предусмотрено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектами налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, установленном статьей 176 НК РФ.
В пункте 2 статьи 171 НК РФ указано, что вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в отношении товаров (работ, услуг), которые приобретены для перепродажи или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением товаров, предусмотренных пунктами 2 и 6 статьи 170 НК РФ).
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия этих товаров на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, для возмещения НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, необходимо подтвердить: фактическое перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, уплату НДС таможенным органам и принятие импортированных товаров на учет.
Ввоз товаров на таможенную территорию подтверждается представленными в материалы дела грузовыми таможенными декларациями с отметками таможни "Выпуск разрешен".
Принятие Обществом импортированных товаров на учет налоговым органом не оспаривается.
Уплата таможенных платежей с учетом НДС подтверждается выписками банка и платежными поручениями с отметками таможенного органа.
В кассационной жалобе Инспекция ссылается на то, что частичную уплату НДС в составе таможенных платежей произведена не Обществом, а третьими лицами.
По смыслу положений пункта 1 статьи 8, пункта 3 статьи 44 и пункта 2 статьи 45 НК РФ самостоятельность исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщиком заключается в уплате налога за счет его собственных денежных средств.
Из материалов дела следует, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации часть таможенных платежей, включая НДС, уплачена третьими лицами - ООО "Интерпродукт-2003", ООО "Прогресс СПб", ООО "Родонит", ООО "Эгида", ООО "Инкомпроект" и ООО "Триумф" - покупателями ввезенных Обществом товаров.
В силу статьи 118 Таможенного кодекса Российской Федерации третьи лица вправе уплатить за налогоплательщика НДС в составе таможенных платежей. При этом налогоплательщик признается исполнившим обязанность по уплате налога на таможне при соблюдении определенных условий: подтверждении наличия взаимных обязательств между налогоплательщиком и третьим лицом; фактической уплате НДС в счет расчетов по гражданско-правовому договору; отражения в бухгалтерском учете погашения обязательств.
Ввезенный товар реализован названным покупателям через комиссионера - ООО "Гринвуд" по заключенному с "РИО-СПб" договору комиссии от 01.05.2003, в соответствии с которым по поручению комиссионера (ООО "Гринвуд") покупатели уплачивали за Общество таможенные платежи в счет расчетов с "РИО-СПб" за поставленный товар, то есть при наличии у них взаимных обязательств.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела письмами в адреса покупателей, платежными документами, договорами, актом взаиморасчетов от 28.02.2005.
Таким образом, уплата налога контрагентами Общества в силу существующих между ними договорных отношений в счет оплаты поставленных товаров свидетельствует о реальности расходов налогоплательщика, а следовательно, о соблюдении им требований пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ.
Доводы налогового органа о недобросовестности Общества как налогоплательщика всесторонне оценены и исследованы судом первой инстанции и обоснованно отклонены. В данном случае Инспекция не представила доказательств и не привела доводов, бесспорно подтверждающих, что действия ООО "РИО-СПб" и его контрагентов экономически необоснованны и направлены исключительно на искусственное создание условий для возмещения налога из бюджета.
Ссылки налогового органа на низкую рентабельность совершаемых Обществом операций, рост кредиторской и дебиторской задолженностей не могут сами по себе служить безусловным основанием для вывода о недобросовестности налогоплательщика.
Приведенные Инспекцией в кассационной жалобе доводы по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2006 по делу N А56-10156/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 января 2007 г. N А56-10156/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника