Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 января 2007 г. N А56-16435/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 июля 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кравченко Т.В., судей Кирилловой И.И., Страченковой В.В.,
при участии от института Баркова С.В. (доверенность от 25.01.2007), от Росфиннадзора Сосункевич Д.С. (доверенность от 23.01.2007), Усенко О.И. (доверенность от 23.01.2007),
рассмотрев 25.01.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге на решение от 18.07.2006 (судья Никитушева М.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2006 (судьи Савицкая И.Г., Борисова Г.В., Лопато И.Б.) по делу N А56-16435/2006,
установил:
Государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск" (далее - институт) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге (далее - Росфиннадзор) от 03.04.2006 N 03-12/2 о привлечении института к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 18.07.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.10.2006, заявление удовлетворено. Постановление от 03.04.2006 N 03-12/2 признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Росфиннадзор просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления института.
Как указывает податель жалобы, окончательно и достоверно выявить несоответствие целей, на которые были потрачены бюджетные средства, целям, определенным в документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств, можно лишь по окончании финансового года. Отклонения от целевого расходования бюджетных средств в течение финансового года могут быть скорректированы до завершения финансового года в установленном законом порядке и поэтому могут не образовывать состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.14 КоАП РФ.
Росфиннадзор ссылается на то, что нецелевое использование бюджетных средств выявляется его органами после завершения финансового года, в течение которого бюджетополучатели могли его устранить. В связи с этим податель жалобы считает, что административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ, является длящимся.
В судебном заседании представитель Росфиннадзора поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель института просил отказать в удовлетворении жалобы, полагая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Законность решения и постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Росфиннадзор провел проверку финансово-хозяйственной деятельности института за 2004 - 2005 годы. Проверка начата 06.12.2005, окончена 01.03.2006.
В результате проверки установлены факты использования институтом по нецелевому назначению 3 536 661 руб. 72 коп. средств федерального бюджета, что зафиксировано в акте от 20.03.2006.
По результатам проверки составлен протокол от 20.03.2006 N 03-12/2 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ. На основании протокола Росфиннадзором вынесено оспариваемое постановление от 03.04.2006 о назначении институту административного наказания в виде штрафа в сумме 50 000 рублей за нецелевое использование бюджетных средств.
Согласно статье 4.5 КоАП РФ, в редакции, действовавшей в спорный период, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения, а при длящемся правонарушении - по истечении двух месяцев со дня обнаружения правонарушения.
В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ административным правонарушением признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.
Институт привлечен к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств путем направления их не в соответствии с кодами назначения и за перерасход денежных средств по целевым статьям. Судебными инстанциями установлено, что последняя платежно-расчетная операция, совершенная институтом с нарушением бюджетного законодательства, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ, совершена 30.12.2005.
Нецелевое использование бюджетных средств не может быть отнесено к категории длящихся правонарушений, поскольку его объективная сторона характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по расходованию средств и завершенностью в момент осуществления операции, на что обоснованно указали суды первой и апелляционной инстанций. Множественность таких операций свидетельствует о неоднократности совершения самостоятельных правонарушений.
К ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ, лицо может быть привлечено за единичный факт неправомерного расходования бюджетных средств, то есть за каждое правонарушение в отдельности.
Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанций о незаконности оспариваемого постановления Росфиннадзора в связи с пропуском срока давности привлечения института к административной ответственности соответствует фактическим обстоятельствам дела и является правомерным.
Следовательно, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба Росфиннадзора - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.07.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2006 по делу N А56-16435/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Кравченко |
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 января 2007 г. N А56-16435/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника