Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 февраля 2007 г. N А52-3245/2006/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Корабухиной Л.И., Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев 01.02.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 11.10.2006 по делу N А52-3245/2006/2 (судья Разливанова Т.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Псковвтормет" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - инспекция) и об обязании инспекции восстановить нарушенное право общества путем принятия решения о начислении обществу 19 735 руб. процентов на несвоевременно возвращенную сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
В судебном заседании общество уточнило заявленные требования и просило признать незаконным бездействие инспекция, выразившееся в неначислении процентов, и обязать инспекцию восстановить нарушенное право общества путем принятия решения о начислении обществу 12 922 руб. процентов на несвоевременно возвращенную сумму НДС.
Решением от 11.10.2006 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение норм материального права - пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит отменить решение от 11.10.2006 и принять новый судебный акт. Податель жалобы считает, что сумма процентов, подлежащая уплате, должна составлять не 12 922 руб., а 12 745 руб. 23 коп., поскольку размер процентов должен исчисляться исходя из одной трехсот шестьдесят пятой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации. По мнению налогового органа, проценты выплачиваются только при нарушении процедурных сроков, указанных в пункте 4 статьи 176 НК РФ, а в данном случае инспекцией соблюден срок, предусмотренный пунктом 4 статьи 176 НК РФ для вынесения решения. Кроме того, пункт 4 статьи 176 НК РФ не содержит норм, обязывающих налоговый орган произвести начисление процентов.
В отзыве на кассационную жалобу общество возражает против удовлетворения кассационной жалобы.
Представители общества и инспекции, надлежащим образом извещенные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как видно из материалов дела, общество 20.03.2006 представило в налоговый орган декларацию по НДС по ставке 0 процентов за февраль 2006 года. В декларации налогоплательщик заявил к возмещению 6 978 773 руб. НДС.
Согласно заявлению от 20.04.2006 N 260-1, поступившему в инспекцию 22.06.2006, общество просило возвратить указанную сумму на его расчетный счет.
Инспекция 20.06.2006 вынесла решение N 16-02/2018дсп об отказе частично в возмещении суммы налога, которым отказала в возмещении 1 304 914 руб. НДС и возместила обществу 5 673 859 руб. НДС.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 31.07.2006 по делу N А52-2059/2006/2, вступившим в законную силу, решение налогового органа от 20.06.2006 N 16-02/2018дсп в части отказа в возмещении 1 304 914 руб. НДС признано недействительным.
Налоговый орган платежным поручением от 25.08.2006 N 796 возвратил обществу 1 304 914 руб. НДС.
Общество обжаловало в арбитражный суд бездействие инспекции, выразившееся в неначислении процентов на сумму несвоевременно перечисленного на его расчетный счет налога, ссылаясь на нарушение инспекцией установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ сроков возврата подлежащего возмещению НДС.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал на то, что несвоевременный возврат НДС является основанием для начисления процентов на подлежащую возврату сумму налога.
Кассационная коллегия считает выводы судов соответствующими действующему законодательству о налогах и сборах.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов. В течение этого срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Вступившим в законную силу судебным актом подтвержден факт незаконного невозмещения налоговым органом обществу НДС из бюджета путем возврата на его расчетный счет в сроки, установленные пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
При нарушении установленных в пункте 4 статьи 176 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) сроков на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику по его заявлению на расчетный счет, в абзаце двенадцатом пункта 4 статьи 176 НК РФ предусмотрено начисление и выплата налогоплательщику из бюджета процентов, исчисленных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Эти проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика за неправомерную задержку в возможности использования принадлежащих обществу по праву денежных средств, вызванную несвоевременным возвратом из бюджета подлежащей возмещению в порядке пункта 4 статьи 176 НК РФ суммы налога.
Поэтому на своевременно не возвращенную сумму налога инспекцией должны быть начислены предусмотренные пунктом 4 статьи 176 НК РФ проценты и обеспечены условия их получения налогоплательщиком за счет средств бюджета путем направления налоговым органом соответствующего заключения в орган федерального казначейства об их выплате.
При этом проценты начисляются именно налоговым органом в порядке, аналогичном порядку возмещения налога на добавленную стоимость, о чем указывается в соответствующем решении (заключении), направляемом в органы федерального казначейства для исполнения этого решения путем выплаты причитающихся налогоплательщику сумм за счет средств бюджета. Указанное следует из совместного приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства финансов Российской Федерации от 12.09.2001 N БГ-3-10/345; 74н "О порядке учета процентов, начисленных за несвоевременный возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы налога (сбора), а также процентов, начисленных за несвоевременное возмещение сумм налога на добавленную стоимость".
Неисполнение налоговым органом обязанности принять решение о выплате обществу процентов и ненаправление его органу федерального казначейства для исполнения влечет возложение на него обязанности совершить предусмотренные законом действия.
В абзаце десятом пункта 4 статьи 176 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) указано на обязанность налогового органа при наличии заявления налогоплательщика принять решение о возврате сумм налога из бюджета не позднее последнего дня трехмесячного срока и в этот же срок направить это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства.
По смыслу пункта 4 статьи 176 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) заявление налогоплательщика о возврате налога должно быть представлено в налоговый орган до истечения трехмесячного срока, установленного для камеральной проверки налоговой декларации, однако в данном пункте не содержится запрета на подачу налогоплательщиком заявления о возврате налога и по окончании этого срока. Налогоплательщик не лишен возможности представить такое заявление, если к моменту его подачи налоговым органом принято решение о зачете налога, не принято решение о возмещении либо принято решение об отказе в возмещении, поскольку последнее может быть оспорено в арбитражном суде.
Срок рассмотрения налоговыми органами заявлений о возврате НДС, поданных налогоплательщиками за пределами трехмесячного срока для проверки налоговой декларации, пунктом 4 статьи 176 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) не предусмотрен. Поэтому для целей определения начального момента начисления процентов за просрочку возврата налога может быть применен пункт 3 статьи 176 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), обязывающий налоговый орган в течение двух недель после получения заявления принять решение о возврате налога и в тот же срок направить его на исполнение в орган федерального казначейства.
Таким образом, если заявление о возврате налога подано по истечении трехмесячного срока, предусмотренного абзацем вторым пункта 4 статьи 176 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), период просрочки начинается со следующего дня после истечения сроков возврата, предусмотренных пунктом 3 статьи 176 НК РФ (две недели плюс восемь дней плюс две недели), исчисляемых с момента подачи заявления. Период просрочки длится по день, предшествующий дате фактического перечисления казначейством соответствующих сумм налогоплательщику.
Довод инспекции о том, что сроки возмещения НДС из бюджета не нарушены, так как решение об отказе в возмещении налога принято в трехмесячный срок, отклоняется кассационной инстанцией.
Предусмотренные пунктом 4 статьи 176 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) проценты начисляются на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, с того момента, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение, а также при наличии письменного заявления налогоплательщика о возврате налога. Эта правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 21.12.2004 N 10848/04 и от 29.11.2005 N 7528/05.
Проценты подлежат начислению при нарушении совокупности сроков, определенных пунктом 4 статьи 176 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) для налоговых органов и органов федерального казначейства.
В данном случае декларация по НДС по налоговой ставке 0 процентов поступила в налоговый орган 20.03.2006, заявление о возврате НДС поступило в инспекцию 22.06.2006, решение о возврате налога направлено налоговым органом в казначейство 25.08.2006. возврат налога произведен 29.08.2006.
Налоговый орган необоснованно не учитывает, что принятое им 20.06.2006 решение об отказе частично в возмещении из бюджета НДС по декларации за февраль 2006 года признано недействительным вступившим в законную силу решением суда. Вынесение незаконного решения означает нарушение установленных в пункте 4 статьи 176 НК РФ сроков возврата подлежащей возмещению обществу из бюджета суммы НДС и является основанием для начисления соответствующей суммы процентов.
Кассационная инстанция отклоняет довод налогового органа о том, что сумма процентов, подлежащая уплате, должна составлять не 12 922 руб., а 12 745 руб. 23 коп., поскольку размер процентов должен исчисляться исходя из одной трехсот шестьдесят пятой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
Суд правомерно применил положения пункта 3 статьи 176 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) и произвел расчет процентов, исходя из одной трехсотшестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки. Иного порядка расчета процентов нормы Налогового кодекса Российской Федерации не содержат. Расчет процентов, представленный обществом является правильным (л.д. 32).
При таких обстоятельствах суд правомерно признал незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в том, что в силу прямого указания закона инспекция не приняла решения о начислении процентов на сумму НДС, возмещенного заявителю из бюджета с нарушением установленного законом срока. Следовательно, решение суда в части обязания налогового органа вынести решение о начислении 12 922 руб. процентов является законным и обоснованным.
Поскольку дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального права не нарушены, оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы инспекции у кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 11.10.2006 по делу N А52-3245/2006/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 февраля 2007 г. N А52-3245/2006/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника