Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 февраля 2007 г. N А56-3124/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 декабря 2006 г.
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 июня 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Кирилловой И.И. и Кравченко Т.В.,
при участии от администрации Выборгского района Санкт-Петербурга Куликовой С.С. (доверенность от 26.12.2006), от открытого акционерного общества "Петербургская сбытовая компания" Канева Д.Р. (доверенность от 29.12.2006), помощника прокурора Санкт-Петербурга Раздобреевой Н.Г.,
рассмотрев 05.02.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.06.2006 (судья Захарова М.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2006 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Желтянников В.И.) по делу N А56-3124/2006,
установил:
Заместитель прокурора Санкт-Петербурга в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительными пунктов 4.1, 4.3, 4.6, 4.8 и 4.9 договора энергоснабжения от 02.02.2005 N 24660, заключенного открытым акционерным обществом "Ленэнерго" (далее - Общество) и отделом образования и молодежной политики администрации Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Отдел). Ответчиками по делу привлечены Общество и администрация Выборгского района Санкт-Петербурга (после переименования Отдела в отдел образования администрации Выборгского района и придания ему статуса структурного подразделения администрации).
Определением суда от 02.05.2006 Общество заменено на правопреемника - открытое акционерное общество "Петербургская сбытовая компания" (далее - Компания).
Решением суда от 21.06.2006, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2006, в иске отказано.
В кассационной жалобе заместитель прокурора Санкт-Петербурга просит отменить принятые по делу судебные акты в части отказа в признании недействительным пункта 4.9 договора энергоснабжения от 02.02.2005 N 24660 и в обжалуемой части принять новое решение об удовлетворении требования, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, суды неправильно истолковали пункт 4.9 договора как условие о начислении неустойки и не учли, - что взыскание платы за электроэнергию в повышенном размере влечет изменение регулируемой цены и противоречит действующему законодательству, на что указано и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.05.2006 N 14934/05.
В судебном заседании помощник прокурора Санкт-Петербурга и представитель администрации Выборгского района Санкт-Петербурга поддержали доводы жалобы, а представитель Общества, считая их несостоятельными, просил оставить судебные акты без изменения.
Законность решения суда и постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество (энергоснабжающая организация) и Отдел (абонент) заключили договор энергоснабжения от 02.02.2005 N 24660.
По условиям договора энергоснабжающая организация имеет право при превышении абонентом установленного договором режима потребления электроэнергии и мощности за всю электроэнергию и мощность, израсходованную им сверх величин, предусмотренных договором, взимать плату в четырехкратном размере к тарифу (пункт 4.9 договора). Кроме того, пунктами 4.1, 4.3, 4.6 и 4.8 договора установлена обязанность Отдела вносить ежемесячные авансовые платежи.
Заместитель прокурора Санкт-Петербурга обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными названных пунктов договора энергоснабжения от 02.02.2005 на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что в силу пункта 8.1 договора от 02.02.2005, предусматривающего неприменение условий об авансовых платежах в отношении учреждений, финансируемых из бюджетов всех уровней, положения пунктов 4.1, 4.3, 4.6 и 4.8 этого договора не действуют.
Вывод суда первой инстанции в этой части соответствуют требованиям действующего законодательства и доказательствам по делу. Более того, ни в апелляционной, ни в кассационной жалобе прокурор не оспаривал указанный вывод суда и не приводил доводов в обоснование его неправомерности.
Относительно условия пункта 4.9 договора суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о том, что им определена неустойка за нарушение абонентом установленного режима потребления электроэнергии, что соответствует положениям статей 330 и 547 ГК РФ. Кроме того, суд первой инстанции указал, что условие названного пункта договора не противоречит подпункту "б" пункта 10 постановления Совета Министров СССР от 30.07.88 N 929 (далее - Постановление N 929).
Кассационная инстанция считает, что судебные акты в части отказа прокурору в признании недействительным пункта 4.9 договора от 02.02.2005 подлежат отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Статьей 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Статьей 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, названного Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений. Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными Федеральными законами.
Федеральным законом от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" предусмотрено, что цены на электрическую и тепловую энергию подлежат регулированию уполномоченными государственными органами. По смыслу статей 2 и 3 названного Закона тарифы на электрическую энергию подлежат государственному регулированию в целях защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов. Статьей 5 этого Закона полномочиями по государственному регулированию тарифов наделено Правительство Российской Федерации.
Кроме того, в силу положений статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором и в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может устанавливать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Постановление N 109) установлено, что на розничном рынке для определения размера платы за электрическую энергию, потребленную сверх количества, установленного договором, а также для определения стоимости отклонений участников сектора свободной торговли, не являющихся участниками регулируемого сектора, применяются тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, утверждаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. При этом применяются повышающие (понижающие) коэффициенты, рассчитанные в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам (пункт 62).
Таким образом, Постановлением N 109, принятым в пределах предоставленных Правительству Российской Федерации федеральным законом полномочий и действующим на момент заключения сторонами договора и рассмотрения спора в суде, не предусмотрено право энергоснабжающей организации взимать с абонента плату за электрическую энергию, потребленную сверх количества, указанного договором, как это установлено подпунктом "б" пункта 10 Постановления N 929, на которое сослался суд первой инстанции.
С учетом принятия уполномоченным органом нормативного акта, регламентирующего порядок определения размера платы за электрическую энергию, потребленную сверх количества, предусмотренного договором, стороны не обязаны руководствоваться подпунктом "б" пункта 10 Постановления N 929, следовательно, выводы судов первой и апелляционной инстанций о правомерности включения в указанный договор пункта 4.9 ошибочны.
Кроме того, в определении от 08.09.2005 по делу N 1339/05 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации установил, что подпункт "б" пункта 10 Постановления N 929 на территории Российской Федерации нельзя признать действующим.
Вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что пунктом 4.9 договора определена неустойка за нарушение абонентом установленного режима потребления электроэнергии и мощности, противоречит содержанию договора. Названный пункт находится в разделе "Порядок расчетов" договора от 02.02.2005. Вместе с тем пунктом 6.11 раздела "Ответственность сторон" договора предусмотрено начисление такой же платы, то есть договором введена двойная ответственность за одно нарушение, что противоречит общим принципам наступления гражданско-правовой ответственности.
Таким образом, вопреки вышеприведенным положениям законодательства и нормативно-правовых актов пунктом 4.9 договора от 02.02.2005 предусмотрена повышенная плата за превышение абонентом установленных договором режима потребления энергии и мощности, в связи с чем названное условие договора является ничтожным.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты в части отказа заместителю прокурора Санкт-Петербурга в признании недействительным пункта 4.9 договора от 02.02.2005 подлежат отмене как принятые с нарушением норм материального права, а исковые требования в этой части - удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика надлежит взыскать в доход федерального бюджета 4000 руб. государственной пошлины (2000 руб. за первую, 1000 руб. за апелляционную и 1000 руб. за кассационную инстанции).
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.06.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2006 по делу N А56-3124/2006 в части отказа заместителю прокурора Санкт-Петербурга в удовлетворении требования о признании недействительным пункта 4.9 договора энергоснабжения от 02.02.2005 N 24660 отменить.
Признать недействительным пункт 4.9 договора энергоснабжения от 02.02.2005 N 24660, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "Ленэнерго" и отделом образования и молодежной политики администрации Выборгского района Санкт-Петербурга.
Взыскать с открытого акционерного общества "Петербургская сбытовая компания" в доход федерального бюджета 4000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
Т.В. Кравченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 февраля 2007 г. N А56-3124/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника