Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 февраля 2007 г. N А56-45731/2005
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 декабря 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Зубаревой Н.А. и Михайловской Е.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Калугиной Е.В. (доверенность от 21.12.06 11/3-73), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу Разгуляева А.В. (доверенность от 09.01.07 N 03-06/00016),
рассмотрев 08.02.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.05.06 (судья Звонарева Ю.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.06 (судьи Протас Н.И., Петренко Т.И., Семиглазов В.А.) по делу N А56-45731/2005,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 18.07.05 N 1178 о взыскании 6 340,02 руб. пеней за счет денежных средств федерального государственного унитарного предприятия "Октябрьская железная дорога" (далее - ФГУП) на счетах в банках.
Решением от 10.05.06 суд удовлетворил заявление, установив отсутствие законных оснований для направления Обществу требования от 29.06.05 N 28231 об уплате налога, выставленного с нарушением пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и послужившего основанием для принятия оспариваемого решения Инспекции.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 28.09.06 оставил решение суда без изменения, отклонив доводы налогового органа.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права, и принять по делу новый судебный акт. По мнению налогового органа, решение от 18.07.05 N 1178 и требование от 29.06.05 N 28231 об уплате налога не нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а заявление в суд подано с нарушением статей 198-199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
При этом податель жалобы указывает на то, что "в связи со сбоем в программном обеспечении Инспекция выставила названные ненормативные акты в адрес несуществующей организации, а вероятное совпадение адреса, в который выслано решение, с почтовым адресом Общества не влечет никаких неблагоприятных последствий для данной организации".
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить ее без удовлетворения.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела Инспекция направила в адрес филиала Общества - "Октябрьская железная дорога" требование N 28231 об уплате налога по состоянию на 29.06.05 (лист дела 54), в котором на ФГУП возложена обязанность уплатить 6340,02 руб. пеней по единому социальному налогу в срок до 11.07.05 со ссылкой на то, что "за организацией числится общая задолженность в сумме 6 780 038,74 руб., в том числе по налогам (сборам) - 1 865 885,78 руб.".
В связи с неисполнением этого требования в установленный срок Инспекция, руководствуясь статьей 46 НК РФ, приняла решение от 18.07.05 N 1178 о взыскании 6340,02 руб. пеней "за счет денежных средств ФГУП на счетах в банке", которое тоже направлено в адрес филиала заявителя.
Общество, ссылаясь на права и обязанности правопреемника ФГУП, оспорило указанное решение налогового органа в судебном порядке. Удовлетворяя его заявление, суд установил, что требование от 29.06.05 N 28231 об уплате налога выставлено с нарушением пункта 4 статьи 69 НК РФ и в адрес несуществующего юридического лица - ФГУП, которое 28.05.04 исключено из Единого государственного реестра юридических лиц вследствие его реорганизации в филиал Общества, зарегистрированного в качестве юридического лица 23.09.03, что Инспекция в ходе судебного разбирательства и кассационного обжалования принятых по делу судебных актов не оспаривает.
Вместе с тем суд установил, что в силу Федерального закона РФ от 27.02.03 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.03 N 585 Общество является единым хозяйствующим субъектом, созданным в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, и правопреемником прав и обязанностей ФГУП, что налоговый орган также не оспаривает.
Поскольку пункты 1, 2, 9 статьи 50 НК РФ и статья 9.3 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" возлагают на единый хозяйствующий субъект - заявителя обязанность по погашению задолженности, образовавшейся в связи с неуплатой налогов, сборов, пеней и штрафов организациями федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в его уставной капитал, в том числе ФГУП, суд обоснованно признал право Общества на обращение в суд с заявлением об оспаривании решения от 18.07.05 N 1178 о взыскании 6 340,02 руб. пеней за счет денежных средств ФГУП на счетах в банках.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд правомерно признал недействительным названное решение, которое не соответствует нормам Налогового кодекса РФ и незаконно возлагает на Общество обязанность по уплате 6 340,02 руб. пеней, числящихся за ФГУП, что в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ и является основанием для признания ненормативного акта налогового органа недействительным.
Учитывая изложенное, кассационная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, доводы которой противоречат фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.05.06 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.06 по делу N А56-45731/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
Е.А. Михайловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 февраля 2007 г. N А56-45731/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника