Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 февраля 2007 г. N А05-7529/2006-22
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 января 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Мунтян Л.Б., Троицкой Н.В.,
рассмотрев 13.02.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Северо-Западный Телеком" в лице Архангельского филиала на решение от 14.08.2006 (судья Хромцов В.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 09.10.2006 (судьи Лепеха А.П., Панфилова Н.Ю., Пигурнова Н.И.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-7529/2006-22,
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" в лице Архангельского филиала (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным решения государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) от 04.05.2006 N 7/9-192 в части непринятия к зачету 16 561 руб. 39 коп. расходов, произведенных Обществом на цели обязательного социального страхования.
Решением суда от 14.08.2006 заявленные требования частично удовлетворены. Суд признал незаконным решение Фонда от 04.05.2006 N 7/9-192 в части отказа Обществу в принятии к зачету расходов на цели обязательного социального страхования по единовременному пособию на рождение ребенка в 2004 году в сумме 5 400 руб., по листку нетрудоспособности БЛ N 6545278, выданного Ившиной Т.А., по листку нетрудоспособности АУ N 7891825 за период его продления с 25.05.2003 по 02.06.2003, выданного Боровому А.В., по листку нетрудоспособности БЗ N 2093228 за период его продления с 03.02.2005 по 08.02.2005 выданного Буторину С.А. Также суд обязал Фонд принять к зачету указанную сумму расходов Общества. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.10.2006 решение суда изменено. Суд признал незаконным, как не соответствующее действующему законодательству об обязательном социальном страховании, решение Фонда от 04.05.2006 N 7/9-192 в части непринятия к зачету расходов Общества на цели обязательного социального страхования по единовременному пособию на рождение ребенка в сумме 5 400 руб.; по листкам нетрудоспособности 58950 N 040406, БЛ N 6545278, БП N 6718195, БИ N 5579189, БЖ N 5204295 на общую сумму 7 207 руб. 49 коп. Также суд обязал Фонд принять к зачету 12 607 руб. 49 коп. расходов Общества на цели обязательного социального страхования. В удовлетворении остальной части заявления Общества суд отказал.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования в Российской Федерации;) (далее - Закон N 165-ФЗ), а также статьи 183 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) просит решение от 14.08.2006 и постановление от 09.10.2006 отменить в части отказа в удовлетворении требований Общества о признании незаконным решения Фонда и принятии к зачету 3 953 руб. 90 коп. расходов на цели обязательного социального страхования.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество имеет статус юридического лица и в силу статьи 6 Закона N 165-ФЗ является страхователем по обязательному социальному страхованию в отношении граждан, работающих по трудовому договору.
Фонд провел проверку филиала Общества по вопросам расходования средств на цели обязательного социального страхования за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, о чем составлен акт документальной выездной проверки от 07.04.2006.
В ходе проверки установлено, в частности, неправомерное предъявление к зачету сумм, выплаченных по больничным листам, оформленным с нарушением установленных правил, а именно выданных с нарушением Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Миндздравмедпрома Российской Федерации от 19.10.1994 N 206 (далее - Инструкция), в том числе, в сумме 2 633 руб. 36 коп. по листку нетрудоспособности выданного вне постоянного места жительства (пункт 1.9 Инструкции); в сумме 645 руб. 67 коп. по листку нетрудоспособности выданному единолично врачом, на срок более 10 дней (пункт 2.1 Инструкции); в сумме 4 670 руб. 81 коп. по листкам нетрудоспособности выданным единолично фельдшером на срок более 5 дней (пункт 2.2 Инструкции), в сумме 120 руб. 03 коп. по листку нетрудоспособности выданному при сроках утраты временной нетрудоспособности более 30 дней без решения клинико-экспертной комиссии (пункт 2.3 Инструкции); в сумме 3 091 руб. 52 коп. по листкам нетрудоспособности выданным за прошедшие дни, когда больной не был освидетельствован врачом (пункт 2.4 Инструкции).
Кроме того, проверкой установлено, что в нарушение пункта 19 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 N 883, с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.08.2003, в 2004 году работнику Сметаниной выплачено единовременное пособие в размере 5 400 руб. на рождение ребенка на основании дубликата справки отдела ЗАГС.
По результатам проверки Фонд принял решение от 04.05.2006 N 7/9-192 о непринятии к зачету 37 219 руб. расходов страхователя, в том числе 16 561 руб. 39 коп. по указанным эпизодам.
Общество, считая решение Фонда в заявленной сумме незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Согласно статье 12 Закона N 165-ФЗ страхователь обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положения), установлено, что выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Согласно пункта 18 Положения расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при временной трудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной трудоспособности в соответствии с федеральным законом. Поскольку до настоящего время такой федеральный закон, регламентирующий условия выплат пособий по временной нетрудоспособности, не принят, то на территории Российской федерации в соответствии со статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации продолжают действовать Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденные постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191 (далее - Основные условия).
Пунктом 55 Основных условий предусмотрено, что расходы по выплате пособий, произведенные по неправильно оформленным документам, не принимаются к зачету в счет взносов на социальное страхование и относятся за счет средств предприятия, учреждения и организации.
Таким образом, из выше приведенных правовых норм следует, что обязанность проверки правильности оформления листка нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации организации, которая выплачивает своему работнику пособие по временной нетрудоспособности. Только при исполнении указанной обязанности, а также при полном соответствии выдачи больничного листа установленному порядку, у организации возникает право возмещения средств за счет Фонда социального страхования.
В соответствии с пунктом 2.2 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Минздравмедпрома Российской Федерации от 19.10.1994 N 206 (далее - Инструкция) средний медицинский работник, имеющий право выдавать листки нетрудоспособности, единолично и единовременно выдает его на срок до 5 дней и продлевает до 10 дней, в исключительных случаях, после консультаций с врачом ближайшего лечебно-профилактического учреждения, - сроком до 30 дней.
Исследовав и оценив материалы дела, суды пришли к правомерному выводу о том, что листы нетрудоспособности, выданные лечебным учреждением Боровому А.В., Буторину С.А. Баландину В.В., Быкову В.А., Волковой О.С. (БП N 6677618), Гагариной С.Н., Головочкину В.А., Горбунову О.С, Минину А.А., Шошину А.А., Шумилову А.В. оформлены с нарушением пункта 2.2 Инструкции и Фонд обоснованно не принял к зачету расходы, произведенные Обществом по оплате указанных листов нетрудоспособности.
Согласно пункту 2.3 Инструкции при сроках временной утраты трудоспособности более 30 дней решение вопроса дальнейшего лечения и продления листка нетрудоспособности осуществляется клинико-экспертной комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения.
Суды установили, что в нарушение данного пункта Инструкции листок нетрудоспособности БЗ N 060 66893, в продолжение первичного листа нетрудоспособности БЗ N 0606220, выдан Подолову М.А. на срок более 30 дней без соответствующих отметок о решении клинико-экспертной комиссии и сделали правильный вывод о том, что Фонд обоснованно не принял расходы по оплате данного листа нетрудоспособности.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе были исследованы судами первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Постановление апелляционной инстанции от 09.10.2006, частично изменившее решение суда от 14.08.2006, соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции от 09.10.2006 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-7529/2006-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком" в лице Архангельского филиала - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 февраля 2007 г. N А05-7529/2006-22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника