Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 февраля 2007 г. N А56-43411/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 ноября 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Коробова К.Ю. и Нефедовой О.Ю.,
при участии от ООО "Синергия" генерального директора Назарова Ю.М. (протокол общего собрания участников от 01.03.2004), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу Вепревой Т.В. (доверенность от 09.01.2007),
рассмотрев 15.02.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2006 по делу N А56-43411/2006 (судья Соколова Н.Г.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Синергия" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 25.09.2006 N 6170388 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 17.11.2006, законность и обоснованность которого в апелляционном порядке не проверялись, оспариваемое постановление Инспекции признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное, по ее мнению, применение судом норм материального и процессуального права, просит решение от 17.11.2006 отменить, в удовлетворении заявления Общества отказать.
В обоснование жалобы ее податель указал на то, что Общество правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 КоАП РФ, поскольку оно в нарушение пунктов 13 и 14 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок), производило прием и выдачу наличных денег кассой без оформления приходных и расходных кассовых ордеров и вело журнал кассира-операциониста с нарушением Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.1993 N 104 (далее - Типовые правила), что подтверждает факт неполного оприходования денежной наличности в кассу Общества и является нарушением порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, ссылаясь на ее необоснованность, просит решение оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал кассационную жалобу, представитель Общества возразил против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке. Инспекцией в принадлежащем Обществу и расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Кронверкский проспект, дом 67 магазине 30.08.2006 проведена проверка соблюдения положений Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ), в ходе которой было установлено расхождение между суммой наличных денег в кассе и суммой, отраженной по контрольно-кассовой машине модели Ладога-Ф зав. 00005850, в виде излишка в сумме 3 739,26 руб., неоприходованного в кассу Общества.
По результатам проверки Инспекцией составлены акт N 25652/707 от 04.09.2006 и протокол об административном правонарушении от 20.09.2006 N 6170388, согласно которым Общество не оприходовало денежные средства в сумме 3 739,26 руб., чем нарушило пункты 14, 19, 20 и 21 Порядка.
Постановлением Инспекции от 25.09.2006 N 6170388 на основании статьи 15.1 КоАП РФ Общество за неоприходование денежной наличности в кассу Общества привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Считая данное постановление незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд, удовлетворяя требование Общества, посчитал, что в действиях Общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, поскольку установил, что неоприходованная сумма по данным журнала кассира-операциониста является разменным фондом.
Кассационная инстанция считает данный вывод суда правильным. Согласно пункту 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
В силу пункта 22 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.
Статьей 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Основным критерием установления факта неоприходования (неполного оприходования) денежных средств в кассу предприятия является разница между показателями контрольно-кассовой техники и кассовой книги предприятия.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Из представленных Инспекцией документов не представляется возможным с определенностью установить, осуществлялось ли в ходе производства по делу об административном правонарушении сопоставление показателей контрольно-кассовой техники и кассовой книги предприятия, имеется ли разница данных показателей и в чем она заключается.
В соответствии с пунктом 3 Порядка прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Контрольно-кассовая машина является техническим средством, используемым при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт. Она может быть установлена в помещении кассы предприятия, но при этом контрольно-кассовая машина не подменяет собой кассу предприятия.
Согласно пункту 4.7 Типовых правил кассир не должен иметь в кассе личных денег и денег, не учтенных через кассовую машину (кроме денег, выданных перед началом работы).
В соответствии с пунктом 3.8 Типовых правил перед началом работы на кассовой машине кассир получает у директора (заведующего) предприятия, его заместителя или главного (старшего) кассира все необходимое для работы (ключи от кассовой кабины, ключи от привода кассовой машины и от денежного ящика, разменную монету и купюры в количестве, необходимом для расчетов с покупателями, принадлежности для работы и обслуживания машины под роспись).
В момент проведения проверки Инспекцией выявлено наличие 3 739,26 руб. излишка в контрольно-кассовой машине Общества.
Менеджер Общества Романов Дмитрий Викторович объяснил наличие данного излишка в контрольно-кассовой машине остатком денежных средств разменного фонда на начало дня, что нашло отражение в журнале кассира-операциониста.
Общество представило журнал кассира-операциониста, в котором отражены денежные средства разменного фонда, выданные кассиру 30.08.2006 в начале рабочего дня.
По мнению Инспекции, документы, подтверждающие выдачу этой суммы кассиру-операционисту из кассы организации в качестве разменного фонда в начале рабочего дня, оформлены с нарушением установленных требований. Это и позволило Инспекции сделать вывод о неоприходовании в кассу организации денежной наличности.
Оценив собранные по делу доказательства, суд установил, что обнаруженная Инспекцией и вменяемая Обществу как неоприходованная сумма является разменным фондом, переходящим в качестве остатка на следующий рабочий день, что ежедневно отражалось в журнале кассира-операциониста.
При этом суд пришел к правильному выводу о том, что ненадлежащее оформление выдачи кассиру денежных средств разменного фонда из кассы организации не образует состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
Доводы подателя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку выводов, сделанных судом с соблюдением положений статьи 71 АПК РФ, а потому не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Ввиду того, что обжалуемое решение принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2006 по делу N А56-43411/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
О.Ю. Нефедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 февраля 2007 г. N А56-43411/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника