Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 марта 2007 г. N А56-1071/03
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 июля 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Корабухиной Л.И., Малышевой Н.Н.,
рассмотрев 01.03.07 (после объявленного 27.02.07 перерыва) в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.06 (судьи Шестакова М.А., Борисова Г.В., Лопато И.Б.) по делу N А56-1071/03,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с муниципального дошкольного образовательного учреждения образовательного типа "Детский сад N 27" (далее - Учреждение) недоимок по налогу с продаж, налогу на прибыль, соответствующих пеней и налоговых санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в общей сумме 124 300 руб.
Решением от 26.12.05 суд отказал в удовлетворении требований Инспекции.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.06 решение суда от 26.12.05 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.07.06 решение суда от 26.12.05 и постановление апелляционного суда от 10.04.06 отменены в части отказа в удовлетворении заявления Инспекции о взыскании с Учреждения налога на прибыль, пеней и штрафов по эпизоду, связанному с получением груза в качестве гуманитарной помощи. Дело в данной части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
После нового рассмотрения решением суда от 07.09.06 требования Инспекции в части эпизода, связанного с получением груза в качестве гуманитарной помощи, удовлетворены. С Учреждения в доход бюджета взыскано 120 000 руб. 60 коп.
Постановлением апелляционного суда от 01.12.06 решение суда от 07.09.06 отменено. В удовлетворении заявления Инспекции отказано.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление апелляционного суда. По мнению подателя жалобы, Учреждение неправомерно использовало льготу по налогу на прибыль в связи с нецелевым использованием гуманитарной помощи. Инспекция указывает, что Учреждением только в судебное заседание апелляционного суда представлены дополнительные документы а обоснование целевого использования груза и суд принял их, чем, по ее мнению, нарушил нормы статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку Учреждение не обосновало невозможность представления их в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит постановление апелляционного суда оставить без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, с 26.03.02 по 28.06.02 Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Учреждения за период с I квартала 1999 года по IV квартал 2001 года, по результатам которой 28.06.02 оформлен акт от 20.06.02 N 02/69.
На основании результатов рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговым органом вынесено решение от 29.07.02 N 02/12939, согласно которому Учреждение привлечено к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122, пунктов 1 и 2 статьи 119 НК РФ за неполную уплату налога с продаж и налога на прибыль, за несвоевременное представление налоговых деклараций по названным налогам, а также начислены налог с продаж, налог на прибыль и соответствующие пени за несвоевременную уплату данных налогов.
В ходе проверки установлен факт неполной уплаты налога на прибыль в связи с невключением в состав внереализационных доходов для исчисления налога на прибыль стоимости полученного, но не оприходованного гуманитарного груза.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, какое количество груза и кому было передано, то есть, распределено по назначению. Эти обстоятельства суду предложено исследовать при новом рассмотрении.
Суд первой инстанции, после нового рассмотрения, удовлетворяя требования Инспекции о взыскании с Учреждения санкций в сумме 120 000 руб. 60 коп., пришел к выводу о недоказанности Учреждением целевого использования гуманитарной помощи, поскольку Учреждением ни в ходе проверки, ни в суд не представлены доказательства правомерности применения льготы на это количество гуманитарной помощи.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.06 решение суда отменено. В удовлетворении требований Инспекции отказано со ссылкой на недоказанность Инспекцией фактов нецелевого использования Учреждением гуманитарного груза.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает выводы Тринадцатого арбитражного апелляционного суда ошибочными.
В силу пунктов 1, 2, 6 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2126-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" объектом обложения налогом на прибыль является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными названной статьей. Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Суммы средств, полученных в качестве безвозмездной помощи (содействия) и подтвержденных соответствующим удостоверением, включаются в состав доходов от внереализационных операций.
Согласно пункту 3 статьи 40 Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов.
В соответствии со статьей 247 и пунктом 8 статьи 250 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 названного Кодекса.
Как указано в подпункте 6 пункта 1 статьи 251 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств и иного имущества которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" (далее - Закон).
Согласно статье 1 Закона гуманитарная помощь представляет собой вид безвозмездной помощи, предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи.
В соответствии со статьей 4 Закона контроль за целевым использованием безвозмездной помощи (содействия) ее получателем осуществляется в порядке определяемом Правительством Российской Федерации, при обязательном участии в этом контроле соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случае нецелевого использования безвозмездной помощи (содействия) ее получатель, использующий предоставленные ему налоговые таможенные и другие льготы, уплачивает суммы налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, также начисленные на эти суммы пени и штрафы по действующим ставкам.
Из приведенных нормативных положений следует, что использование налогоплательщиками предоставленных им налоговых льгот обусловлено соблюдением целевого предназначения безвозмездно полученного имущества Гуманитарная помощь ввозится в Российскую Федерацию для оказания социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным группам населения Любое иное использование имущества, кроме распределения среди конечных получателей (нуждающихся лиц), свидетельствует о том, что социально значимые цели ввоза гуманитарной помощи не достигнуты. Следовательно, утилизация (уничтожение) учреждением гуманитарной помощи является использованием ее не по целевому назначению.
В апелляционный суд Учреждение представило приказ от 03.04.01 N 23 "О создании комиссии" по получению гуманитарного груза; акт приема гуманитарного груза от 03.04.01; выписку из решения общего собрания сотрудников Учреждения от 13.04.01 об утилизации части груза; акт от 30.09.02, составленный инспекторами Северо-Западного таможенного управления по результатам проверки целевого использования гуманитарного груза.
Однако данными документами не подтверждено, кому и в каком количестве был выдан гуманитарный груз и, соответственно, его целевое использование. Поэтому суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о недоказанности Учреждением целевого использования гуманитарного груза. Обязанность по доказыванию названных обстоятельств возлагается на получателя груза, то есть Учреждение, получившее груз.
При таких обстоятельствах выводы Инспекции о том, что безвозмездно полученное заявителем имущество относится к внереализационным доходам, облагаемым налогом на прибыль в общем порядке правомерными.
Суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции по праву.
Однако, исходя из решения налогового органа и заявления в суд, Инспекцией предъявлено по данному эпизоду к взысканию: доначисленный налог на прибыль в сумме 46 840 руб., штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 9 400 руб., штраф по пункту 2 статьи 119 НК РФ в сумме 46 700 руб. и 17 100 руб. пеней. Итого: 120 040 руб. Судом первой инстанции взыскано 120 000 руб. 60 коп. штрафа. Суд не мотивировал обоснованность применения штрафов и не обосновал взысканную с Учреждения сумму по размеру, представители сторон в судебном заседании также не смогли обосновать взысканную судом сумму.
Поэтому судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в части рассмотрения заявленных требований по размеру.
При новом рассмотрении суду следует дать оценку правомерности применения штрафов по пункту 1 статьи 122 НК РФ и пункту 2 статьи 119 НК РФ с учетом статей 108, 110 и 112 НК РФ, уточнить предмет спора (размер заявленных требований по эпизоду, связанному с доначислением налога на прибыль, применения штрафов и пеней) и принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.09.06 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.06 по делу N А56-1071/03 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 марта 2007 г. N А56-1071/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника