Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 марта 2007 г. N А56-18430/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 января 2007 г.
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 августа 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Ломакина С.А., Самсоновой Л.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Русская лесоторговая компания" Турунова Д.В. (доверенность от 09.01.2007 N 1), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу Боброва В.В. (доверенность от 14.04.2006 N 03/002269),
рассмотрев 06.03.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.08.2006 (судья Бурматова Г.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2006 (судьи Тимошенко А.С., Савицкая И.Г., Борисова Г.В.) по делу N А56-18430/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Русская лесоторговая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 18.01.2006 N 12-06/271 и об обязании Инспекции возместить путем возврата на расчетный счет Общества 357 223 руб. налога на добавленную стоимость по экспортным операциям за сентябрь 2005 года.
Решением суда от 01.08.2006 заявление Общества удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить решение и постановление и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, Обществом нарушен порядок применения налоговых вычетов, предусмотренный статьями 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку налогоплательщиком не представлены товарно-транспортные документы, подтверждающие факт доставки товара на склад или передачи товара организации-перевозчику,
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества их отклонил.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела. Обществом 20.10.2006 представлена в Инспекцию декларация по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за сентябрь 2005 года, а также документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ. Налоговым органом проведена камеральная проверка указанных документов, в ходе которой выявлено нарушение заявителем порядка применения налоговых вычетов, установленного статьями 171 и 172 НК РФ. Обществом не представлены товарно-транспортные накладные, которые свидетельствовали бы о доставке товара на склад или его передаче перевозчику, а также подтверждали бы факт выдачи товара покупателю. Учитывая данное обстоятельство. Инспекция сделала вывод о том, что Общество не является добросовестным налогоплательщиком и его действия направлены "не на получение прибыли, а на извлечение денежных средств из бюджета" путем возмещения налога на добавленную стоимость.
По результатам камеральной проверки Инспекцией составлено мотивированное заключение от 18.01.2006 N 12-06/271 и принято решение от этого же числа N 12-06/271 об отказе Обществу в возмещении 357 223 руб. налога на добавленную стоимость.
Общество не согласилось с решением Инспекции от 18.01.2006 N 12-06/271 и обжаловало его в арбитражный суд. В обоснование заявленных требований налогоплательщик указал на то, что им, помимо счетов-фактур, представлены в налоговый орган товарные накладные, которые подтверждают получение товара от поставщика и его оприходование. Поставщик исчислил сумму налога на добавленную стоимость к уплате в бюджет по операциям реализации товара Обществу и уплатил налог в бюджет.
Суд первой инстанции согласился с доводами налогоплательщика и удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд не усмотрел в действиях Общества нарушений положений статей 171 и 172 НК РФ и оставил апелляционную жалобу налогового органа без удовлетворения, а решение суда первой инстанции - без изменения.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
В пункте 1 статьи 165 НК РФ приведен перечень документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ для подтверждения права на возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6, 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов, а также предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, на основании которых налоговый орган должен не позднее трех месяцев принять решение о возмещении налога либо об отказе в его возмещении.
Таким образом, из приведенных норм следует, что организации-экспортеру для подтверждения права на возмещение налога на добавленную стоимость при экспорте товаров необходимо доказать факт экспорта товара, представив в налоговую инспекцию документы, перечисленные в пункте 1 статьи 165 НК РФ, а также выполнить требования, установленные статьями 169, 171-173 и статьей 176 Кодекса.
Как видно из материалов дела и установлено судами, Общество представило в налоговый орган все предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ документы, подтверждающие право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговые вычеты. Налоговый орган не оспаривает реальность экспортных операций и уплату заявителем налога на добавленную стоимость поставщикам. Выполнение Обществом требований подпунктов 1-4 пункта 1 статьи 165 НК РФ отражено в оспариваемом решении налогового органа и не опровергается Инспекцией (листы дела 12 и 13).
Пунктом 1 статьи 172 НК РФ предусмотрено, что одним из условий для применения налогоплательщиком вычетов по налогу на добавленную стоимость является принятие приобретенных товаров на учет на основании соответствующих первичных документов.
Суды первой и апелляционной инстанции обоснованно отклонили доводы Инспекции о непредставлении Обществом товарно-транспортных накладных.
Согласно статье 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в данной статье.
Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету торговых операций, содержащимся в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 N 132, для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации применяется форма N ТОРГ-12 "Товарная накладная". Товарная накладная составляется в двух экземплярах: первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания, а второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.
Судами обеих инстанций установлено, что Общество не осуществляло перевозку товаров и не заключало договоры с организациями-перевозчиками. Как указано в решении Инспекции от 18.01.2006 N 12-06/271, поставщик доставлял товар до указанного покупателем места "своими силами и за свой счет".
В подтверждение факта принятия товара и его оприходования налогоплательщик представил в налоговый орган и в суд товарные накладные, составленные по форме ТОРГ-12.
Поскольку Общество не осуществляло перевозку товаров, документами, подтверждающими факт оприходования полученных организацией товарно-материальных ценностей, в данном случае являются не товарно-транспортные, а товарные накладные, которые представлены налогоплательщиком.
Кроме того, в ходе встречной проверки поставщика товара Инспекцией установлено, что он исчислил и уплатил в бюджет налог на добавленную стоимость с выручки, полученной от Общества (лист дела 130). Данное обстоятельство отражено в оспариваемом решении налогового органа и им не опровергается в жалобе.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает правильным вывод о том, что Общество подтвердило необходимыми первичными документами фактический прием товара от поставщика и его оприходование.
Поскольку в силу пункта 7 статьи 3 НК РФ в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика, то обязанность доказывать недобросовестность налогоплательщиков в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, возложена на налоговые органы.
В ходе рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций Инспекция не представила доказательств недобросовестности Общества как налогоплательщика при применении им налоговых вычетов и заявлении сумм налога к возмещению из бюджета. Не доказано и заключение Обществом с контрагентами фиктивных сделок, направленных исключительно на создание условий для необоснованного возмещения сумм налога из бюджета.
Суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов обеих инстанций о том, что Общество выполнило все условия для применения налоговой ставки 0 процентов и возмещения из бюджета суммы налога при осуществлении экспортной операции в сентябре 2005 года.
При таких обстоятельствах следует признать, что обжалуемые судебные акты являются законными и основания для их отмены или изменения отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.08.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2006 по делу N А56-18430/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Л.А. Самсонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 марта 2007 г. N А56-18430/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника