Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 февраля 2007 г. N А26-4489/2006-15
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Кравченко Т.В., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 27.02.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.09.2006 (судья Панова Т.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2006 (судьи Горбачева О.Б., Петренко Т.И., Протас Н.И) по делу N А26-4489/2006-15,
установил:
Государственное учреждение "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к муниципальному учреждению здравоохранения "Медвежьегорская центральная районная больница" (далее - Учреждение) о взыскании 155 729 руб., составляющих сумму нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования.
Решением от 01.09.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.11.2006, Фонду в иске отказано.
В кассационной жалобе Фонд просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и вынести новый судебный акт. Податель жалобы ссылается на неправильное применение судами норм материального права, выразившееся в неприменении статей 8, 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и применении статей 4, 20, 23 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1).
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в сентябре 2004 года Фонд провел проверку целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в Учреждении за период с 01.01.2003 года по 30.06.2004 года по итогам которой составлен акт от 04.10.2004.
В ходе проверки выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования на сумму 167 267 руб.
На основании акта от 04.10.2004 Фонд вынес предписание от 26.10.2004 N 21 о необходимости в срок до 26.11.2004 восстановить средства обязательного медицинского страхования в сумме 167 267 руб. Из указанной суммы Учреждение возместило 11 538 руб.
Поскольку Учреждение не исполнило предписание N 21 о возмещении средств обязательного медицинского страхования к установленному в нем сроку, Фонд обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании суммы нецелевого использования в качестве возмещения убытков.
Суды отказали Фонду в иске, сделав вывод о том, что требования Фонда не подлежат удовлетворению в порядке статьи 1064 ГК РФ.
Суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 8 раздела 3 устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857, и подпунктом 9 пункта 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, функцией Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также его территориальных органов является осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" (далее - Указ N 1095) в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
В соответствии с пунктом 4 Указа N 1095 средства на обязательное медицинское страхование, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
Ни Указом N 1095, ни Законом N 1499-1 не предоставлено право территориальным фондам ОМС предъявлять иски о взыскании с медицинских учреждений средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.
В силу абзаца 2 статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" порядок расходования средств, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды, а также условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Статьей 4 Закона N 1499-1 предусмотрено, что отношения субъектов медицинского страхования, к которым относятся гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение, регулируются договорами.
Определяя в статьях 20, 23 функции каждого субъекта ОМС, Закон N 1499-1 устанавливает, что медицинские учреждения оказывают медицинскую помощь в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями, в которых должен быть предусмотрен в том числе порядок контроля за использованием страховых средств.
Фонд участником такого договора не является.
Ссылка подателя жалобы на статью 1064 ГК РФ не может быть принята судом кассационной инстанции.
Обязательства вследствие причинения вреда, предусмотренные в статье 1064 ГК РФ, являются внедоговорными, то есть обязанность возместить вред не связана с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств.
Между Учреждением и открытым акционерным обществом медицинская страховая организация "Петромед" (далее - ОАО МСО "Петромед") заключен договор от 21.04.2003 о предоставлении лечебно-профилактической помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Между Фондом и ОАО МСО "Петромед" заключен договор от 29.12.2003 о финансировании обязательного медицинского страхования.
Таким образом, ненадлежащее исполнение обязательств по целевому расходованию средств ОМС находится в рамках относительных правоотношений, где право управомоченного лица защищается от нарушений со стороны строго определенных лиц. Такие правоотношения возникают в силу договорных обязательств.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы, а решение и постановление апелляционной инстанции считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.09.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2006 по делу N А26-4489/2006-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Фонд обязательного медицинского страхования обратился с иском к муниципальному учреждению здравоохранения о взыскании денежных средств, составляющих сумму нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования. Нижестоящие суды отказали в удовлетворении требования. Кассационная инстанция согласилась с выводами судов и пояснила следующее.
Ни Указом Президента РФ от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации", ни Законом РФ "О медицинском страховании граждан в РСФСР" не предоставлено право территориальным фондам ОМС предъявлять иски о взыскании с медицинских учреждений средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению. Кроме того, определяя в ст.ст. 20, 23 функции каждого субъекта ОМС, Закон устанавливает, что медицинские учреждения оказывают медицинскую помощь в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями, в которых должен быть предусмотрен в том числе и порядок контроля за использованием страховых средств. Фонд же участником такого договора не является. Ссылка Фонда на ст. 1064 ГК РФ также не может быть принята во внимание. Это объясняется тем, что обязательства вследствие причинения вреда, предусмотренные указанной нормой, являются внедоговорными, то есть обязанность возместить вред не связана с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств. Однако между медицинским учреждением и обществом заключен договор о предоставлении лечебно-профилактической помощи по обязательному медицинскому страхованию. В свою очередь между Фондом и этим обществом заключен договор о финансировании обязательного медицинского страхования. Таким образом, ненадлежащее исполнение обязательств по целевому расходованию средств ОМС находится в рамках относительных правоотношений, где право управомоченного лица защищается от нарушений со стороны строго определенных лиц. Такие правоотношения возникают в силу договорных обязательств.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2007 г. N А26-4489/2006-15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника