Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 марта 2007 г. N А56-1066/01
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 декабря 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Озерова М.В. (доверенность от 15.01.2007),
рассмотрев 07.03.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.04.2006 (судья Хайруллина Х.Х.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2006 (судьи Медведева И.Г., Слобожанина В.Б., Черемошкина В.В.) по делу N А56-1066/01,
установил:
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2001 по делу N А56-1066/01 с учетом определения от 28.10.2003 об исправлении арифметической ошибки с государственного унитарного предприятия "Октябрьская железная дорога" Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее - ГУП "ОЖД") взыскано в пользу Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) 29 062 руб. 87 коп. долга и 5 000 пеней, в доход федерального бюджета Российской Федерации - 1693 руб. государственной пошлины.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) 22.12.2005 обратилась в арбитражный суд с заявлением о процессуальном правопреемстве в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем замены должника (ГУП "ОЖД") по уплате государственной пошлины, взысканной на основании решения суда по настоящему делу, его правопреемником - открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД").
Определением от 25.04.2006 заявление Инспекции удовлетворено, произведена замена ГУП "ОЖД" его правопреемником - ОАО "РЖД".
Постановлением апелляционного суда от 16.10.2006 определение от 25.04.2006 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить определение от 25.04.2006 и постановление от 16.10.2006, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, он не является универсальным правопреемником ГУП "ОЖД", поскольку его права и обязанности перешли к ответчику только в указанных в сводном передаточном акте пределах; суд неправильно применил статью 50 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом положений статьи 9.3 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решение от 02.03.2001 по настоящему делу вступило в законную силу, в связи с чем выданы исполнительные листы на взыскание с ГУП "ОЖД" долга и государственной пошлины.
Исполнительный лист N 151925 о взыскании с должника государственной пошлины в доход федерального бюджета, выданный на основании решения от 02.03.2001, направлен судом в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - Управление), которое является взыскателем государственной пошлины. Исполнительный лист N 151925, предъявленный Управлением к исполнению в банк должника, был возвращен в Управление в связи с невозможностью его исполнения.
Поскольку ГУП "ОЖД" было исключено из реестра юридических лиц в связи с реорганизацией и в настоящее время Октябрьская железная дорога является филиалом ОАО "РЖД", Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о проведении процессуального правопреемства и замене должника по настоящему делу.
Удовлетворяя требования Инспекции, арбитражный суд исходил из того, что, поскольку ОАО "РЖД" является правопреемником прав и обязанностей реорганизованного ГУП "ОЖД", обязанность по уплате государственной пошлины должна быть исполнена ОАО "РЖД".
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица и другие случаи перемены лиц в обязательстве) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии процесса.
В силу статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты приводятся в исполнение после вступления их в законную силу в порядке, установленном названным Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. Исполнение судебных актов является одной из стадий арбитражного процесса.
Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, предусмотренном статьей 11 названного Закона, со всеми изменениями в составе и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.
Федеральным законом от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Закон N 29-ФЗ) установлены организационно-правовые особенности приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта. Согласно статье 3 указанного Закона в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в уставный капитал ОАО "РЖД" вносится имущество организаций федерального железнодорожного транспорта, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2003 год в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 1111 -р.
Пунктом 6 статьи 4 Закона N 29-ФЗ предусмотрено, что обязанности и права по обязательствам организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал ОАО "РЖД", в отношении их кредиторов и должников передаются ОАО "РЖД" на основе сводного передаточного акта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 9.3 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 147-ФЗ) установлено, что правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов реорганизованного юридического лица его правопреемником (правопреемниками), предусмотренные пунктами 1, 2, 3, 9, 10 и 11 статьи 50 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, применяются также при исполнении обязанности по погашению задолженности, образовавшейся в связи с неуплатой налогов, сборов, пеней и штрафов организациями федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в порядке приватизации в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте, этим хозяйствующим субъектом с даты утверждения сводного передаточного акта.
Согласно пункту 2 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него данной статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации для налогоплательщиков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 в качестве единого хозяйствующего субъекта учреждено ОАО "РЖД", которое зарегистрировано как юридическое лицо 23.09.2003.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2003 N 882-р утвержден перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых подлежало внесению в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте. В данный перечень включено федеральное государственное предприятие "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" (далее - ФГУП "ОЖД") - правопреемник ГУП "ОЖД".
Совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.09.2003 N 4557-р/6-р884р утвержден сводный передаточный акт имущества и обязательств организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемых в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД", которым передано имущество ФГУП "ОЖД".
В Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности ФГУП "ОЖД" путем внесения имущественного комплекса в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД". Единственным правопреемником ФГУП "ОЖД" является ОАО "РЖД".
Таким образом, ОАО "РЖД" образовано в результате особого способа приватизации имущества и обязательств организаций федерального железнодорожного транспорта и является правопреемником прав и обязанностей реорганизованного ГУП "ОЖД".
В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику факты или обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей, а в силу прямого указания статьи 9.3 Закона N 147-ФЗ на ОАО "РЖД" распространяются установленные абзацем 1 пункта 2 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации правила возложения на правопреемника обязанности по уплате налогов и сборов, в том числе государственной пошлины.
В данном случае ГУП "ОЖД" в связи с исключением его из Единого государственного реестра юридических лиц выбыло из спорного правоотношения, а обязательства по уплате государственной пошлины перешли к универсальному правопреемнику - ОАО "РЖД".
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, поэтому оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы ОАО "РЖД" нет.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.04.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2006 по делу N А56-1066/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
И.В. Сергеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 марта 2007 г. N А56-1066/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника