Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 февраля 2007 г. N А42-3532/2005
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 мая 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 13.02.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.06.2006 (судья Семенюк Е.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2006 (судьи Горбик В.М., Мельникова Н.А., Попова Н.М.) по делу N А42-3532/2005,
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" в лице филиала "Мурманэлектросвязь" (далее - ОАО "Северо-Западный Телеком", Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к муниципальному учреждению "Отдел социальной защиты населения администрации муниципального образования пос. Мурмаши Кольского района Мурманской области" (далее - Отдел социальной защиты) о взыскании 12 698 руб. 24 коп. задолженности по возмещению расходов, образовавшихся в результате предоставления в ноябре - декабре 2004 года льгот по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
Определениями суда от 11.05.2005 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент финансов Мурманской области.
Определением от 07.06.2005 в качестве второго ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Мурманской области (далее - Минфин РФ).
Решением от 20.10.2005 (судья Игнатьева С.Н.) в иске отказано на том основании, что Минфин РФ не является стороной договора от 01.04.2003 N 11-И, поэтому обязательств по возмещению расходов перед истцом не имеет.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2006 решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд. Суд пришел к выводу, что правоотношения, возникающие между организациями, предоставляющими услуги получателям льгот и производящими выплаты уполномоченными государством органами, являются бюджетно-финансовыми и относятся к публичным. Предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предусмотрено Законом N 181-ФЗ, действие которого в момент оказания услуг с учетом льгот не отменялось и не приостанавливалось, следовательно, государство обязано компенсировать выпадающие доходы организациям.
Определением от 29.03.2006 ответчик заменен на Минфин РФ, а От социальной защиты привлечен к участию в деле в качестве третьего лица.
Решением от 26.06.2006 требования Общества удовлетворены, с Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО "Северо-Западный Телеком" взыскано 12 698 руб. 24 коп., а также возвращена государственная пошлина в размере 1 507 руб. 93 коп.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.11.2006 решение от 26.06.2006 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, поскольку считает, что истец не доказал факт и размер предоставленных льгот.
О месте и времени рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество в ноябре-декабре 2004 года предоставило льготы в виде 50-процентной скидки по оплате услуг связи гражданам в соответствии с Законом N 181-ФЗ. В результате предоставления льгот у Общества возникли расходы в сумме 17 084 руб. 74 коп., из которых 4 386 руб. 50 коп. возмещены ему из бюджета. Неполучение компенсации расходов в сумме 12 698 руб. 24 коп. и послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Согласно статье 4 Закона N 181-ФЗ установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
Статьей 28 Закона N 181-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. Источник финансирования льготы Законом не определен.
Порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Закона N 181-ФЗ (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536.
В соответствии с Порядком средства Фонда компенсаций в виде субсидий выделяются бюджетам субъектов Российской Федерации и направляются Минфином РФ на финансирование расходов по реализации льгот. Распределение средств на реализацию названного Закона осуществляется субъектами Российской Федерации самостоятельно.
Вместе с тем постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 утверждены Правила о порядке возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, действие которых продлено на 2001 - 2004 годы (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил порядок возмещения операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи, установлен следующим категориям граждан:
а) ветеранам, имеющим льготы по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах";
б) инвалидам, имеющим льготы по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что финансирование расходов, указанных в пункте 1, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранами и инвалидами, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации на основании бюджетных заявок, полученных от органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по каждому виду услуг связи, принимает решение о распределении ассигнований по субъектам Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете, и доводит это решение до сведения органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил).
Однако суды не исследовали, выделялись ли Мурманской области средства из федерального бюджета с учетом названных Правил и в каком объеме.
В обоснование заявленных расходов Общество представило согласованный с Отделом социальной защиты акт сверки расчетов, списки абонентов, пользующихся льготой. Вместе с тем акт сверки расчетов является не единственным доказательством, подтверждающим факт и размер расходов Общества. Кроме акта сверки расчетов должны быть представлены документы, послужившие основанием для составления указанного акта, к числу которых относятся договоры с физическими лицами на оказание услуг телефонной связи, квитанции, подтверждающие начисление стоимости услуг и оплату со скидкой, которые в деле отсутствуют. Следовательно, выводы судов не основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Кроме того, для подтверждения размера расходов акт сверки расчетов должен составляться с учетом сведений о количестве и категориях льготников, тарифов на предоставляемые услуги, а также содержать сведения об объемах оказанных услуг.
Таким образом, решение от 26.06.2006 и постановление апелляционной инстанции от 16.11.2006 подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду надлежит истребовать у истца доказательства, подтверждающие его требования по размеру, оценить представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения распределить судебные расходы, а также выяснить, выделялись ли Мурманской области средства из федерального бюджета с учетом Правил и в каком объеме они поступили.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.06.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2006 по делу N А42-3532/2005 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 февраля 2007 г. N А42-3532/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника