Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 марта 2007 г. N А56-42472/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Асмыковича А.В. и Морозовой Н.А., при участии старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Ленинградской области Бобковой Г.Г. (удостоверение N 120612), от Совета депутатов муниципального образования "Тосненский район" Ленинградской области Антонович В.В. (доверенность от 24.01.2006),
рассмотрев 13.03.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Богданова Владислава Владимировича на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2006 по делу N А56-42472/2006 (судьи Баталова Л.А., Королева Т.В., Зотеева Л.В.).
установил:
Индивидуальный предприниматель Богданов Владислав Владимирович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействующим с момента принятия нормативного правового акта - решения Совета депутатов муниципального образования "Тосненский район" Ленинградской области от 10.02.2006 N 31 "О внесении дополнений в решение Совета депутатов муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 21.11.2005 N 7 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории муниципального образования Тосненский район Ленинградской области".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2006 в удовлетворении заявленного Предпринимателем требования отказано. Суд признал решение Совета депутатов муниципального образования "Тосненский район" Ленинградской области от 10.02.2006 N 31 "О внесении дополнений в решение Совета депутатов муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 21.11.2005 N 7 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории муниципального образования Тосненский район Ленинградской области" соответствующим положениям главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель Богданов Владислав Владимирович просит отменить решение суда и принять по данному делу новое решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Индивидуальный предприниматель Богданов Владислав Владимирович о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, однако он сам или его представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В заседании суда кассационной инстанции представители Совета депутатов муниципального образования "Тосненский район" Ленинградской области и прокуратуры Ленинградской области просили оставить оспариваемое решение суда без изменения, а кассационную жалобу Предпринимателя - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемого решения суда, кассационная инстанция установила следующее.
Богданов Владислав Владимирович в 2005 году зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (свидетельство от 02.02.2005 серия 78 N 005510736 - л.д. 10).
Богданов В.В. осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, размещает игровые автоматы, в том числе на территории Тосненского района Ленинградской области.
Оспаривая в суде законность решения Совета депутатов муниципального образования "Тосненский район" Ленинградской области от 10.02.2006 N 31 "О внесении дополнений в решение Совета депутатов муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 21.11.2005 N 7 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории муниципального образования Тосненский район Ленинградской области", Богданов В.В. утверждает, что орган местного самоуправления принял названное решение с превышением полномочий, что решение Совета депутатов муниципального образования "Тосненский район" Ленинградской области от 10.02.2006 N 31 не соответствует требованиям федерального законодательства и нарушает права Предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции отказал заявителю в удовлетворении требования.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы Предпринимателя и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает принятое судом решение законным и обоснованным.
Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ в статьи 346.26, 346.28, 346.29 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по установлению системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, порядка ее введения, видов предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, значения коэффициента К2 в пределах, предусмотренных в пункте 7 статьи 346.29 НК РФ, переданы представительным органам муниципальных районов, городских округов, законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Названные изменения в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ вступают в силу с 1 января 2006 года. Здесь же установлено, что со дня вступления в силу Федерального закона N 95-ФЗ и до 1 января 2006 года представительные органы муниципальных районов и городских округов, образованных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга вправе определить в порядке и пределах, которые предусмотрены главой 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом изменений, внесенных названным Федеральным законом, виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится указанный выше налог, а также значения коэффициента К2. которые вводятся в действие не ранее 1 января 2006 года.
Руководствуясь Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ, а также Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", Совет депутатов муниципального образования "Тосненский район" Ленинградской области решением от 21.11.2005 N 7 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории муниципального образования Тосненский район Ленинградской области" ввел на территории муниципального образования Тосненский район Ленинградской области с 1 января 2006 года систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
В пункте 2 названного решения установлено значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2 на 2006 год по отдельным видами деятельности как произведение значений факторов, оказывающих влияние на результат предпринимательской деятельности. В частности, такими факторами являются: место ведения предпринимательской деятельности (К2.1), количество рабочих мест в парикмахерских (К2.2), коэффициент, учитывающий используемые тарифы на услуги (К2.3), сезонность (К2.4) и т.д. Значения факторов указаны в приложении 2 решения Совета депутатов муниципального образования "Тосненский район" Ленинградской области от 21.11.2005 N 7.
В феврале 2006 года Совет депутатов муниципального образования "Тосненский район" Ленинградской области принял решение от 10.02.2006 N 31, которым внесены дополнения в решение Совета депутатов муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 21.11.2005 N 7 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории муниципального образования Тосненский район Ленинградской области".
Пунктом 1 решения от 10.02.2006 N 31 в пункт 2 решения Совета депутатов муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 21.11.2005 N 7 внесено дополнение, которым к числу факторов, оказывающих влияние на результат предпринимательской деятельности, отнесено "размещение на законном основании игровых автоматов внутри помещений и на прилегающей территории" (К2.30). В приложении 2 решения Совета депутатов муниципального образования "Тосненский район" Ленинградской области от 21.11.2005 N 7 приведены значения К2.30 для каждого вида деятельности.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Предпринимателя о незаконности оспариваемого решения Совета депутатов муниципального образования "Тосненский район" Ленинградской области, обоснованный отсутствием у органов местного самоуправления на момент принятия решения полномочий на установление ограничений по размещению объектов игорного бизнеса на территории муниципального образования.
Действительно, правовое регулирование вопросов предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса не относится к ведению местного самоуправления.
Однако в рассматриваемом деле спор касается решения Совета депутатов муниципального образования "Тосненский район" Ленинградской области от 10.02.2006 N 31, которым внесены дополнения в решение Совета депутатов муниципального образования "Тосненский район" Ленинградской области решением от 21.11.2005 N 7 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории муниципального образования Тосненский район Ленинградской области".
Решение Совета депутатов муниципального образования "Тосненский район" Ленинградской области решением от 21.11.2005 N 7 регулирует вопросы, касающиеся системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 346.26 НК РФ (в редакции Федеральных законов от 29.07.2004 N 95-ФЗ и от 21.07.2005 N 101-ФЗ) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается названным Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В пункте 3 статьи 346.26 НК РФ указано, что нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются:
виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ:
значения коэффициента К2, указанного в статье 346.27 названного Кодекса, или значения данного коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности.
Следовательно, установление значения коэффициента осуществлено Советом депутатов муниципального образования "Тосненский район" Ленинградской области в соответствии с положениями налогового законодательства.
Понятие корректирующего коэффициента базовой доходности К2 дано в статье 346.27 НК РФ (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ) как коэффициента, учитывающего совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, фактический период времени осуществления деятельности, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, ... и иные особенности.
Значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно (пункт 7 статьи 346.29 НК РФ).
Совет депутатов муниципального образования "Тосненский район" Ленинградской области в пункте 2 решения от 21.11.2005 N 7 (с учетом дополнений, внесенных решением Совета депутатов муниципального образования "Тосненский район" Ленинградской области от 10.02.2006 N 31) установил значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2 на 2006 год по отдельным видами деятельности как произведение значений факторов, оказывающих влияние на результат предпринимательской деятельности.
Через указанный коэффициент Советом депутатов муниципального образования "Тосненский район" Ленинградской области осуществлена корректировка размера базовой доходности по каждому виду предпринимательской деятельности, переводимому на уплату единого налога на вмененный доход. В частности, учтено место ведения предпринимательской деятельности, режим работы, ассортимент продаваемых товаров и иные особенности ведения предпринимательской деятельности, в том числе размещение на законном основании игровых автоматов внутри помещений и на прилегающей территории.
Таким образом, установление конкретных значений корректирующего коэффициента К2 по видам предпринимательской деятельности, облагаемым единым налогом на вмененный доход, произведено Советом депутатов муниципального Образования "Тосненский район" Ленинградской области в пределах предоставленных полномочий.
Довод Предпринимателя о том, что при установлении значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 с учетом значения К2.30 - 0,76 не учитывается фактическая способность плательщиков единого налога на вмененный доход к уплате налога, отклонен судом как не подтвержденный соответствующими доказательствами.
Положения законодательства о налогах и сборах предполагают учет фактической способности налогоплательщика к уплате единого налога на вмененный доход, чем обеспечивается соблюдение конституционных прав и свобод, закрепленных статьями 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что Предприниматель не представил ни одного доказательства отсутствия у плательщиком единого налога на вмененный доход фактической способности к уплате единого налога с использованием установленного законодателем Тосненского района Ленинградской области значения корректирующего коэффициента базовой доходности (К2). Судом также учтено, что Богданов В.В. не осуществляет на территории Тосненского района Ленинградской области виды предпринимательской деятельности, подпадающие под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. На территории Тосненского района Ленинградской области он осуществляет только предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что принятое судом первой инстанции решение соответствует нормам материального и процессуального права.
Правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы Предпринимателя и отмены принятого судом решения не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2006 по делу N А56-42472/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Богданова Владислава Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 марта 2007 г. N А56-42472/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника