Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 марта 2007 г. N А05-11949/2006-11
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Корпусовой О.А., Кузнецовой Н.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Северное речное пароходство" Дмитриева В.В. (доверенность от 12.02.2007 N 22-11/22), Иванова А.В. (доверенность от 12.02.2007 N 22-11/36), Лыпаря Р.П. (доверенность от 12.02.2007 N 22-11/35), Стенюшкина А.Н. (доверенность от 12.02.2007 N 22-11/37), от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску Сынчикова Д.Н. (доверенность от 09.01.2007 N 03-07/206),
рассмотрев 27.03.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.11.2006 по делу N А05-11949/2006-11 (судья Шадрина Е.Н.),
установил:
Открытое акционерное общество "Северное речное пароходство" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - Инспекция) от 29.08.2006 N 14-23-5396.
Решением от 20.11.2006 суд первой инстанции удовлетворил заявление.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебный акт и отказать в удовлетворении заявления.
Заявленное Инспекцией ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы для изучения подателем жалобы практики по аналогичным делам отклоняется судом кассационной инстанции как не основанное на нормах процессуального права и в связи с истечением срока рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество представило в налоговый орган декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) по ставке 0 процентов за апрель 2006 года. Инспекция провела камеральную проверку декларации, о чем составила акт от 21.08.2006. Поскольку для перевозчиков экспортных грузов с 01.01.2006 из перечня документов, подтверждающих ставку НДС 0 процентов, исключены грузовые таможенные декларации, налоговый орган сделал вывод об отсутствии у Общества отсрочки в виде 180 дней для сбора документов и подтверждения ставки НДС в размере 0 процентов в отношении оказанных им услуг, и о том, что НДС подлежит исчислению в общем порядке, то есть по ставке 18 процентов (как по внутреннему рынку).
На основании акта проверки и возражений заявителя Инспекция приняла решением от 29.08.2006 N 14-23-5396. которым доначислила Обществу 745 731 руб НДС. начислила 37 551 руб. 91 коп. пеней по налогам и 149 146 руб штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Общество не согласилось с решением налогового органа и обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление Общества, и кассационная коллегия не находит оснований для отмены решения от 20.11.2006.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ при реализации работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок, перевозке и транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемых российскими организациями, и иных подобных работ (услуг) обложение НДС производится по ставке 0 процентов. При этом для обоснования права на применение ставки НДС в размере 0 процентов в отношении указанных работ (услуг) налогоплательщик должен представить в налоговые органы документы, предусмотренные пунктом 4 статьи 165 НК РФ.
Вместе с тем согласно пункту 4 статьи 165 НК РФ с 01.01.2006 в налоговые органы российскими организациями, оказывающими услуги по перевозке товаров в международном сообщении, для подтверждения правомерности применения ставки НДС 0 процентов грузовая таможенная декларация не представляется.
На основании пункта 9 статьи 165 НК РФ документы (их копии), подтверждающие правомерность применения ставки НДС в размере 0 процентов при реализации работ (услуг), представляются в налоговые органы в срок не позднее 180 дней с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта международного таможенного транзита, перемещения припасов. При этом указанный порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ не представляют в налоговые органы таможенные декларации.
В силу пункта 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным работам (услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. В случае, если полный пакет документов, перечисленных в статье 165 НК РФ, не собран на 181-й календарный день с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ.
Таким образом, особенности момента формирования налоговой базы, предусмотренные пунктом 9 статьи 167 НК РФ, установлены только для тех налогоплательщиков, которым установлен 180-дневный срок сбора и представления документов в обоснование правомерности применения ставки НДС в размере О процентов, в том числе таможенной декларации с указанием даты помещения товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации под таможенный режим.
Вместе с тем подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, устанавливающим ставки обложения НДС операций по реализации услуг по транспортировке товаров вывозимых за пределы территории Российской Федерации, предусмотрено налогообложение таких операций по ставке 0 процентов. Поэтому при реализации услуг по транспортировке экспортируемого товара перевозчик согласно статьям 168, 169 НК РФ выставляет покупателю услуг (экспортеру) счет-фактуру с указанием надлежащей ставки НДС - 0 процентов.
Таким образом, налогоплательщики не вправе изменять установленную законодательством о налогах и сборах ставку налога. Как указано в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 9252/05 и 9263/05, от 04.04.2006 N 14227/05 и 14240/05, от 19.06.2006 N 1964/06 и от 20.06.2006 N 14555/05 и 14588/05, уплата экспортерами перевозчику груза НДС по ставке 18 процентов при расчетах за приобретенные услуги по транспортировке товаров на экспорт не соответствует законодательству о налогах и сборах.
Кроме того, вывод Инспекции о необходимости исчисления, а следовательно, и предъявления перевозчиком экспортеру к оплате дополнительно к цене оказываемых услуг НДС по ставке 18 процентов противоречит принципу равенства налогообложения, так как допускает возможность различного применения налогоплательщиками положений подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Суд кассационной инстанции учитывает, что в данном деле рассматривается именно вопрос о правомерности применения заявителем ставки НДС в размере 0 или 18 процентов, а не о правомерности предъявления к возмещению (вычету) сумм НДС по товарам (работам, услугам), уплаченных в связи с экспортной перевозкой грузов.
Как указано выше согласно абзацу 1 пункта 9 статьи 165 НК РФ налогоплательщики, у которых в состав пакета документов для подтверждения применения ставки 0 процентов входит таможенная декларация, определяют 181-й день с даты помещения товаров под таможенный режим. Вместе с тем следующим абзацем данного пункта не запрещается при отсутствии у налогоплательщика таможенной декларации закон исчислять 180 дней с даты выпуска товаров в таможенном режиме. С учетом того, что даты начала исчисления срока сбора документов, указанный в абзацах 1 и 2 пункта 9 статьи 165 НК РФ различаются, следует, порядок, установленный абзацем 2 автономен по отношению к порядку, предусмотренному абзацем 1.
Российские организации, реализующие работы (услуги), в отношении которых пунктами 2 и 3 статьи 164 НК РФ предусмотрена ставка НДС в размере 0 процентов, в составе пакета документов имеют транспортные документы. Нормативными актами таможенных органов предусмотрено проставление отметок на транспортных документах, подтверждающих ввоз (вывоз) товаров. Таким образом, законодательные ограничения в части использования отметок таможенных органов на транспортных документах в качестве дат начала исчисления 180 дней для сбора документов отсутствуют.
Представляется, что подобный вывод согласуется с принципом единства воли законодателя. В пакете документов российских перевозчиков на железнодорожном транспорте также не предусмотрено наличие таможенной декларации, однако начало срока исчисления 180 дней связано с отметками таможенных органов на перевозочных документах. Иное понимание порядка определения налоговой базы другими перевозчиками свидетельствовало бы о дискриминации налогоплательщиков, что противоречит основам законодательства о налогах и сборах.
Следовательно, не могут быть приняты во внимание и доводы налоговых органов о необходимости рассматривать 180-дневный срок, установленный пунктом 9 статьи 165 НК РФ, как срок отсрочки уплаты налога в бюджет, поскольку как уже указано операции Общества облагаются НДС по ставке 0 процентов и названный срок является сроком для сбора документов, действие которого не распространяется на налогоплательщиков, перечисленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ.
Таким образом, при оказании российскими организациями услуг по перевозке грузов в международном сообщении налоговая база определяется на дату, предусмотренную пунктом 1 статьи 167 НК РФ, но по ставке НДС 0 процентов.
Обществом выполнены все условия для применения ставки НДС в размере 0 процентов, и суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы налогового органа.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1), 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.11.2006 по делу N А05-11949/2006-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На основании п.9 ст.165 НК РФ документы, подтверждающие правомерность применения ставки НДС в размере 0 процентов при реализации работ (услуг), представляются в налоговые органы в срок не позднее 180 дней с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, перемещения припасов. При этом указанный порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с п.4 ст.165 НК РФ не представляют в налоговые органы таможенные декларации.
По мнению налогового органа, поскольку для перевозчиков экспортных грузов с 01.01.2006 из перечня документов, подтверждающих ставку НДС 0 процентов, исключены ГТД, у общества отсутствует отсрочки в виде 180 дней для сбора документов и подтверждения ставки НДС в размере 0 % в отношении оказанных им услуг, следовательно НДС подлежит исчислению перевозчиками в общем порядке, то есть по ставке 18 %.
Суд указал, что позиция налогового органа не соответствует положениям налогового законодательства.
Действительно, согласно п.4 ст.165 НК РФ с 01.01.2006 в налоговые органы российскими организациями, оказывающими услуги по перевозке товаров в международном сообщении, для подтверждения правомерности применения ставки НДС 0 процентов ГТД не представляется.
Суд указал, что особенности формирования налоговой базы, предусмотренные п.9 ст.167 НК РФ, установлены только для тех налогоплательщиков, которым установлен 180-дневный срок сбора и представления документов в обоснование правомерности применения ставки НДС в размере 0 %, в том числе ГТД с указанием даты помещения товаров, вывозимых с таможенной территории РФ под таможенный режим.
Налогоплательщики не вправе изменять установленную законодательством о налогах и сборах ставку налога. Уплата экспортерами перевозчику груза НДС по ставке 18 процентов при расчетах за приобретенные услуги по транспортировке товаров на экспорт не соответствует законодательству о налогах и сборах.
Кроме того, суд не принял во внимание доводы налоговых органов о необходимости рассматривать 180-дневный срок, установленный п.9 ст.165 НК РФ, как срок отсрочки уплаты налога в бюджет, поскольку операции общества облагаются НДС по ставке 0 % и названный срок является сроком для сбора документов, действие которого не распространяется на налогоплательщиков, перечисленных в подп.4 п.1 ст.165 НК РФ.
Таким образом, суд пришел к выводу, что при оказании российскими организациями услуг по перевозке грузов в международном сообщении налоговая база определяется на дату, предусмотренную п.1 ст.167 НК РФ, но по ставке НДС 0 процентов.
На основании указанного, суд поддержал позицию налогоплательщика, решение суда первой инстанции по делу оставил без изменений, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 марта 2007 г. N А05-11949/2006-11
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника