Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 марта 2007 г. N А66-9787/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Коробова К.Ю. и Марьянковой Н.В.,
рассмотрев 15.03.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2006 по делу N А66-9787/2006 (судьи Мурахина Н.В., Маганова Т.В., Осокина Н.Н.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" (далее - Общество) к предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) административной ответственности с конфискацией изъятой алкогольной продукции.
Решением от 30.10.2006 (судья Басова О.А.) заявление удовлетворено, Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб. с конфискацией у Общества алкогольной продукции, указанной в протоколе изъятия вещей и документов от 29.08.2006 N 291.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2006 решение от 30.10.2006 отменено; в удовлетворении заявления Инспекции отказано в связи с истечением установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности; Обществу возвращена изъятая алкогольная продукция.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное, по ее мнению, применением судом норм материального права, просит постановление от 18.12.2006 отменить, решение от 30.10.2006 оставить без изменения.
Как указывает податель жалобы, вмененное Обществу деяние образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, а установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения Общества к административной ответственности не пропущен.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о месте и времени его слушания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Сотрудниками Инспекции Сорокиной Т.Г. и Давыдовой Н.Б. 29.08.2006 на основании решения о проведении контрольной проверки от 29.08.2006 N 01-07/04/279 в принадлежащей Обществу и расположенной по адресу: город Тверь, Волоколамский пр., д. 29 кофейне "Греция" проведена проверка соблюдения условий действия лицензии, легальности происхождения алкогольной и табачной продукции, а также правил продажи алкогольной продукции, результаты которой зафиксированы в протоколе осмотра от 29.08.2006 N 291.
Инспекцией в соответствии с протоколом от 29.08.2006 N 291 у Общества изъята алкогольная продукция - 4 бутылки спиртных напитков различных наименований.
Инспекцией 29.08.2006 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, а 06.10.2006 составлен протокол об административном правонарушении N 118, согласно которому в нарушение пункта 2 статьи 16, пункта 1 статьи 10.2, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872 "О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации", пункта 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила), Обществом осуществлялась продажа алкогольной продукции без разделов "А" и "Б" справки к грузовой таможенной декларации или копий этих документов, заверенных печатью.
Инспекция 13.10.2006 обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении Общества к предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ административной ответственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) является одним из сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, без наличия которых невозможно осуществление оборота данной продукции. Согласно пункту 2 названной статьи этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 Закона N 171-ФЗ, установлен пунктом 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ.
Согласно пункту 12 Правил при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: с сертификатом или декларацией о соответствии; копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащими по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Пунктом 139 Правил установлено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации, должна быть заполнена в соответствии с Правилами заполнения справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872.
Таким образом, документы на алкогольную продукцию, в том числе грузовые таможенные декларации и прилагаемые к ним надлежаще заполненные справки, подтверждающие легальность ее производства и оборота, должны находится непосредственно в торговой точке для того, чтобы покупатели имели возможность ознакомиться с ними.
Согласно части 2 статьи 14.16 КоАП РФ поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Судом установлено, что разделы "А" и "Б" справки грузовой таможенной декларации на реализуемую алкогольную продукция или копии этих документов, заверенные печатью, не были представлены Инспекции ни в момент проведения проверки, ни в ходе административного расследования, ни в ходе рассмотрения дела в суде.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Совершенное Обществом правонарушение - продажа алкогольной продукции без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, посягает, в первую очередь, на установленный Законом N 171-ФЗ режим государственного регулирования в области оборота алкогольной продукции, в связи с чем при рассмотрении настоящего дела следует руководствоваться двухмесячным сроком давности привлечения к административной ответственности, предусмотренным статьей 4.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 названной статьи постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Как следует из протокола осмотра от 29.08.2006 N 291 и протокола об административном правонарушении от 06.10.2006 N 118, правонарушение совершено Обществом 29.08.2006. следовательно, оно могло быть привлечено к административной ответственности не позднее 29.10.2006,
Однако решение по настоящему делу в соответствии с правилами, изложенными в части 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), принято судом первой инстанции только 30.10.2006, то есть за пределами установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2, установленные статьей 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению и в случае их пропуска суд принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
Учитывая изложенное, апелляционный суд правомерно решение суда первой инстанции отменил, а заявление Инспекции отклонил в связи с истечением установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Ввиду того, что обжалуемое постановление принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2006 по делу N А66-9787/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
Н.В. Марьянкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 марта 2007 г. N А66-9787/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника