Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда
от 14 февраля 2007 г. N 44г-113/07
(извлечение)
Президиум Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председателя Епифановой В.Н.
и членов президиума Яковлевой Т.И., Богословской И.И., Черкасовой Г.А.,
рассмотрел в судебном заседании 14 февраля 2007 года гражданское дело N 2-4946/05 по иску К. к Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, СПб ГУ "Городской центр по начислению и выплате пенсий и пособий", Министерству здравоохранения и социального развития РФ, Управлению Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу об обязании произвести перерасчет компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью на основании надзорной жалобы К. и определения и.о. председателя Санкт-Петербургского городского суда от 25 января 2007 года о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции,
Заслушав доклад судьи Д., К.,
Президиум установил:
К., инвалид 2 группы с 20 ноября 1999 года по заболеванию, связанному с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, получал ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее базовый Закон).
К. обратился в суд с вышеназванным иском, после уточнения исковых требований просил обязать ответчиков проиндексировать размер получаемой денежной компенсации в возмещение вреда с применением коэффициентов роста МРОТ: с 1 июля 2000 года - в 1,581 раза, с 1 января 2001 года - в 1,515 раза, с применением коэффициента роста величины прожиточного минимума с 1 января 2002 года - в 1,208 раза, с применением коэффициентов инфляции: с 1 января 2003 года - в 1,12 раза, с 1 января 2004 года - в 1,1 раза, с 1 января 2005 года - в 1,11 раза, с последующей индексацией в установленном законом порядке, выплатить ему образовавшуюся задолженность за период с 1 июля 2000 года по настоящее время, выплачивать в дальнейшем компенсационную выплату с учетом индексации без каких-либо ограничений.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 20 декабря 2005 года Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга обязана произвести К. индексацию ежемесячно получаемых сумм возмещения вреда с 1 июля 2000 года - в 1,581 раза, с 1 января 2001 года - в 1,515 раза, с 1 января 2002 года - в 1,208 раза, с 1 июня 2004 года - в 1,38 раза, с 1 января 2005 года - в 1,08 раза с последующей индексацией в установленном законом порядке, оформить и направить распоряжение Городскому центру по начислению и выплате пенсий и пособий недополученных сумм возмещения вреда с 1 июля 2000 года с учетом ранее выплаченных сумм, установленное ограничение ежемесячных сумм возмещения вреда максимальным размером 10000 рублей снято с 15 февраля 2001 года.
Дополнительным решением Выборгского районного суда от 26 декабря 2005 года Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга обязана проиндексировать К. ежемесячные денежные суммы возмещения вреда с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года, увеличив их с применением коэффициентов соответственно 1,12, 1,12 и 1,1, исходя из уровня инфляции, установленного на 2002, 2003 и 2004 г.г., с выплатой недополученных денежных сумм за период 2002-2003 г.г. в срок до 1 декабря 2005 года, за 2004 год - в срок до 1 декабря 2006 года.
В надзорной жалобе, поступившей в Санкт-Петербургский городской суд 13 ноября 2006 года, К. просил решение суда изменить, обязать Администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга произвести индексацию ежемесячных выплат в возмещение вреда без каких-либо ограничений их размера с применением коэффициентов: с 1 июля 2000 года - 1,581, с 1 января 2001 года - 1,515, с 1 января 2002 года - 1,208, с 1 января 2003 года - 1,414, с 1 января 2004 года - 1,153, с 1 января 2005 года - 1,11, с 1 января 2006 года - 1,085, с дальнейшим увеличением ежемесячных сумм при их индексации в централизованном порядке, отменить установленное с 15 февраля 2001 года ограничение ежемесячных выплат размером 10000 рублей, оформить и направить СПб ГУ "Городской центра по начислению и выплате пенсий и пособий" распоряжение на выплату недополученных сумм за период с 1 июля 2000 года.
Определением и.о. председателя Санкт-Петербургского городского суда от 11 января 2007 года дело истребовано в Санкт-Петербургский городской суд.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Разрешая дело, суд первой инстанции в соответствии с п. 3 Правил индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 847, произвел индексацию получаемой К. компенсации с 1 июня 2004 года с применением коэффициента 1,38, определенного нарастающим итогом исходя из уровня инфляции, установленного Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете, на 2004 год", который компенсирует потерю покупательной способности денежных выплат за период с 2002 по 2004 годы и обеспечивает соблюдение принципа ежегодной индексации.
Также суд в соответствии с Правилами индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членов их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 года N 326, дополнительным решением произвел индексацию недополученных денежных сумм за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года с применением коэффициентов инфляции 1,12, 1,12 и 1,1, установленных на 2002-2004 г.г.
В надзорной жалобе истец указывает, что несмотря на то, что им были заявлены иные требования, суд в соответствии с п. 3 ст. 196 ГПК РФ вправе был выйти за пределы заявленных требований и при определении коэффициентов индексации за 2003, 2004 г.г. должен был учесть правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда РФ от 4 октября 2005 года N 364-О, согласно которой при выборе критерия индексации компенсационных выплат - исходя из уровня инфляции либо на основе величины прожиточного минимума в субъекте РФ - и исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года благоприятного для получателей указанных выплат критерия индексации, а также применить за 2005 год коэффициент инфляции 1,11, установленный ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон о федеральном бюджете на 2005 год". Также истец ссылается на то, что обжалуемое решение принято без учета его требования к ОСЗН Выборгского района о снятии ограничения компенсации с учетом индексации максимальным размером и в настоящее время ответчик производит ему выплаты с ограничением размером, установленным ежегодными законами о бюджете фонда социального страхования.
При рассмотрении настоящего дела судом допущены существенные нарушения норм материального права.
Разъяснения порядка индексации ежемесячных выплат, установленных для инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы, содержатся в п.п.5 и 6 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 г. N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 г. N 7).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П, и разъяснения, содержащиеся в п. 6 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, ориентирующих суды до внесения изменений в законодательство на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда здоровью с учетом индексации исходя из роста прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. В соответствии с указанными разъяснениями суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4. Сведения о величине прожиточного минимума, которые суд вправе использовать для определения индекса роста величины прожиточного минимума, должны исходить от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на исчисление величины прожиточного минимума и потребительской корзины в данном субъекте Российской Федерации, либо от федерального органа исполнительной власти. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с 15 февраля 2001 года, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года.
В соответствии с частью 3 статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ) с 29 мая 2004 года установлен новый механизм ежегодной индексации размеров выплат, установленных базовым Законом, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Указанному порядку индексации компенсационных выплат придана обратная сила на период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года, которая, с учетом Определения Конституционного Суда РФ от 4 октября 2005 года N 364-O, не может быть применена к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым более высокие размеры таких выплат были установлены на основании судебных решений, и в случае, если применение вводимого порядка индексации приводит к уменьшению - для указанного периода - размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), суды должны применять более благоприятный для получателей данных выплат критерий для их индексации.
Как указано Конституционным Судом РФ в названном Определении, решение вопроса о том, повлекло ли введенное регулирование снижение материальной защищенности граждан, которым данные выплаты полагались, но их размеры не были предметом судебной проверки, предполагает исследование фактических обстоятельств, включая сопоставление размеров подлежащих уплате таким гражданам компенсационных сумм в рамках соответствующего периода, рассчитанных на основе нового критерия индексации (уровня инфляции), с размерами сумм, рассчитанных на основе показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации. Уполномоченные органы, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года как к гражданам, уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом, а также исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы.
Разрешая требования об индексации выплат, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона N 31-ФЗ от 26 апреля 2004 года, Постановлений Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 847 и от 25 мая 2005 года N 326, за период с 19 июня 2002 года применил коэффициенты роста инфляции 1,12 на 2002 и 2003 г.г., 1,1 на 2004 год и 1,08 на 2005 года, установленные федеральными законами о федеральном бюджете на 2002-2005 г.г.
В этой части решение не может быть признано правильным.
При решении вопроса о том, какой порядок индексации подлежит применению в период до мая 2004 года - на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ или исходя из уровня инфляции - следовало учитывать содержание Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 октября 2005 года N 364-О и, поскольку в период до 1 января 2005 года более благоприятным является применение в качестве критерия индексации коэффициента изменения величины прожиточного минимума в Санкт-Петербурге, превышавшего коэффициент инфляции, установленный федеральным законом о бюджете на 2003, 2004 г.г., применить с 1 января 2003 года указанный коэффициент, который по данным Комитета по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга, соответствующим опубликованным данным об изменении величины прожиточного минимума для пенсионеров в Санкт-Петербурге составляет в 2003 году 1,153, в 2004 год - 1,414.
Применяя с 1 января 2003 года коэффициент инфляции, суд не учел общий для всех отраслей права принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет, а также конституционный принцип равенства всех перед законом.
В случае применения прежнего порядка индексации (на основе показателей прожиточного минимума) отсутствуют основания для применения с 19 июня 2002 года коэффициента инфляции 1,12, поскольку по смыслу ч. 3 ст. 5 базового Закона денежная компенсация подлежит индексации один раз в год.
Индексируя денежную компенсацию с 1 января 2005 года в 1,08 раза, суд применил постановление Правительства РФ N 292 от 7 мая 2005 года "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с которым индексация размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 1 января 2005 года осуществляется с применением коэффициента 1,08, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год".
Однако, к моменту вынесения решения в ст. 1 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" N 173-фз Федеральным законом N 141-фз от 4 ноября 2005 года были внесены изменения и утвержден уровень инфляции 10-11 процентов, в связи с чем с 1 января 2005 года сумма ежемесячной компенсации, получаемой истцом, подлежала индексации исходя из уровня инфляции 11 процентов на коэффициент 1,11.
При таком положении состоявшиеся по делу судебные постановления в части индексации выплат за период с 1 января 2003 года не могут быть признаны правильными.
В части индексации компенсации с применением индексов МРОТ с 1 июля 2000 года - 1,581, с 1 января 2001 года - 1,515 и с применением с 1 января 2002 года индекса роста величины прожиточного минимума в Санкт-Петербурге - 1,208 раза решение является законным.
Требование К. об индексации получаемых сумм с 1 января 2006 года предметом рассмотрения в суде первой инстанции не являлось, поэтому не может рассматриваться в порядке надзора.
Разрешая дело, суд в целом пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для установления ограничения выплат верхним пределом 10000 руб. и снял ограничение размера, признанное неконституционным, с 15 февраля 2001 года, с момента введения в действие Федерального закона N 5-фз от 12 февраля 2001 года.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что К. предъявлялись требования о снятии любого ограничения денежной компенсации по тем мотивам, что предусмотренное частями 1 и 2 ст.2 Федерального закона N 5-фз ограничение является способом определения предельного размера ежемесячных выплат при их назначении и не распространяется на отношения, связанные с индексацией назначенных компенсационных выплат, выплаты подлежат индексации без каких-либо ограничений.
Ограничение размера выплат, предусмотренное ст.2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ (ред. от 22 августа 2004 года), установлено непосредственно для суммы возмещения вреда до ее индексации, ограничение максимальным размером ежемесячных денежных компенсаций после их индексации противоречит закону.
Указанная позиция изложена в п.7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Из приложенной к жалобе справки ОСЗН Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 14 апреля 2006 года следует, что с 19 июня 2002 года выплата компенсации истцу осуществляется с ограничением максимальным размером ежемесячной страховой выплаты, установленным законами о бюджете фонда социального страхования на очередной финансовый год.
При вышеуказанных обстоятельствах решение в части снятия ограничения выплаты денежной компенсации с 15 февраля 2001 года в размере 10000 рублей не может быть признано правильным.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены судом первой инстанции и по делу не требуется исследование новых и получение дополнительных доказательств, Президиум выносит по делу новое судебное постановление об удовлетворении иска в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, Президиум
постановил:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 20 декабря 2005 года в части обязания Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга произвести К. индексацию ежемесячно получаемых сумм возмещения вреда и снять установленное ограничение ежемесячных сумм возмещения вреда с 15 февраля 2001 года в размере 10000 рублей изменить.
Изложить резолютивную часть решения в этой части в следующей редакции:
"Обязать Администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга произвести К. индексацию ежемесячной денежной компенсации с 1 июля 2000 года - в 1,581 раза, с 1 января 2001 года - в 1,515 раза, с 1 января 2002 года - в 1,208 раза, с 1 января 2003 года - в 1,414 раза, с 1 января 2004 года - в 1,153 раза, с 1 января 2005 года - в 1,11 раза и производить последующую индексацию в установленном законом порядке.
Обязать Администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга снять с 15 февраля 2001 года установленное К. ограничение ежемесячной денежной компенсации максимальным размером ежемесячной страховой выплаты, установленным федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Дополнительное решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 26 декабря 2005 года отменить.
Председатель: |
В.Н. Епифанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 14 февраля 2007 г. N 44г-113/07
Текст постановления официально опубликован не был
Текст постановления предоставлен Санкт-Петербургским городским судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении без указания фамилий и адресов лиц, участвующих в деле