Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 апреля 2007 г. N А13-9701/2006-23
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Кочеровой Л.И. и Морозовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы, N 11 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.11.2006 по делу N А13-9701/2006-23 (судья Логинова О.П.),
установил:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области (далее - Отделение фонда) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области (далее - налоговая инспекция) от 31.07.2006 N 2076.
Решением суда первой инстанции от 22.11.2006 заявленное Отделением фонда требование удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать Отделению фонда в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, Отделение фонда неправомерно в декларациях по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2005 год применило льготу, предусмотренную подпунктом 15 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Отделение фонда является органом государственного внебюджетного фонда, но не бюджетной организацией. В силу абзацев 7 и 8 пункта 2 статьи 11 НК РФ понятия "бюджет" и "внебюджетный фонд" в целях налогообложения представляют собой различные формы образования и расходования денежных средств. Более того, согласно пункту 4 статьи 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, т.е. законодателем проводится разграничение между понятиями "средства бюджетов" и "средства бюджетов государственных внебюджетных фондов".
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в ходе проведения камеральной проверки представленных Отделением фонда уточненных деклараций по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2005 год налоговая инспекция пришла к выводу о неправомерном невключении налогоплательщиком в базу, облагаемую единым социальным налогом и страховыми взносами, 322 788.64 руб. материальной помощи, выплаченной Отделением фонда своим работникам. По мнению проверяющих. Отделение фонда необоснованно в 2005 году применило льготу, предусмотренную подпунктом 15 пункта 1 статьи 238 НК РФ. Налоговый орган считает, что действие названной нормы Налогового кодекса Российской Федерации не распространяется на выплаты, производимые в пользу работников органов государственных внебюджетных фондов, поскольку данные организации финансируются не за счет средств бюджетов. Средства, поступающие в Пенсионный фонд Российской Федерации на основании статьи 4 Федерального закона от 28.12.2004 N 184-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год" из федерального бюджета, передаются только для выплаты пенсий и пособий. Эти средства не должны расходоваться на содержание органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Решением инспекции от 31.07.2006 N 2076 Отделение фонда привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ и пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", за неполную уплату единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005 год в виде взыскания 14 718 руб. штрафов. Этим же решением налогоплательщику предложено в срок, указанный в требовании, уплатить 38 734 руб. единого социального налога, 45 190 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и 10 526,34 руб. пеней, начисленных за нарушение сроков уплаты налога и страховых взносов.
Отделение фонда обжаловало решение налогового органа в арбитражном суде.
Суд первой инстанции удовлетворил требование заявителя.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции.
Отделение фонда является плательщиком единого социального налога в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ как организация, осуществляющая выплаты физическим лицам.
Объектом налогообложения для налогоплательщиков-организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам (пункт 1 статьи 236 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 237 НК РФ налоговая база по единому социальному налогу определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 НК РФ, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 НК РФ), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.
В пункте 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" указано, что объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 238 НК РФ (в редакции Федерального закона от 20.07.2004 N 70-ФЗ) не подлежат обложению единым социальным налогом суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период.
То есть условиями невключения названных сумм материальной помощи в базу, облагаемую единым социальным налогом, являются их выплата за счет бюджетных источников а также финансирование налогоплательщика за счет средств бюджетов.
В пункте 2 (абзацах 7 и 8) статьи 11 НК РФ приведены понятия "бюджет" и "внебюджетные фонды", из которых следует, что государственные внебюджетные фонды образуются вне бюджетов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В то же время согласно статье 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) бюджеты государственных внебюджетных фондов входят в бюджетную систему Российской Федерации. В статье 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что государственные внебюджетные фонды являются участниками бюджетного процесса.
Понятие бюджетного учреждения и его правовое положение определены нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. Согласно пункту 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным учреждением является организация, созданная для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функции некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Статьей 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено образование вне федерального бюджета государственных фондов денежных средств, управляемых органами государственной власти Российской Федерации и предназначенных для реализации конституционных прав граждан, в том числе на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом в соответствии с Бюджетным кодексом. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат. В статье 144 названного Кодекса к числу таких фондов отнесен Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" указано, что обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
Положения о территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно Положению о государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области, утвержденному постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 17.08.2001 N 135, Отделение фонда входит в систему Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1. Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и названным Положением, денежные средства которого находятся в государственной собственности Российской Федерации.
Как следует из статьи 16 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется, в частности, за счет средств федерального бюджета. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются, в частности на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика, включая содержание его центральных и территориальных органов (пункт 1 статьи 17, пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
На 2005 год бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации утвержден Федеральным законом от 28.12.2004 N 184-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год", согласно статье 6 которого средства на содержание органов Пенсионного фонда Российской Федерации включены отдельной строкой в расходную часть бюджета. Финансирование расходов на содержание органов Пенсионного фонда осуществляется за счет доходной части бюджета. В соответствии со статьей 4 названного Закона доходы бюджета Пенсионного фонда формируются, в том числе и за счет средств федерального бюджета.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с пунктом 18 Положения о порядке расчета фонда оплаты труда работников территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 10.11.2005 N 201п, фонд оплаты труда работников отделений Пенсионного фонда Российской Федерации утверждается решением Правления фонда в составе плановых показателей по расходам на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности территориальных органов Пенсионного фонда по соответствующей статье экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации ("Заработная плата").
Согласно смете доходов и расходов на 2005 год (л.д. 66) Отделению фонда выделены бюджетные ассигнования на оплату труда и начисления на оплату труда в сумме 24 566,6 тыс. рублей.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что финансирование Отделения фонда и выплата им своим работникам спорной суммы материальной помощи осуществляются за счет средств бюджетов. Суд обоснованно указал на то, что государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области является некоммерческой организацией, деятельность которой финансируется из бюджета государственного внебюджетного фонда, подпадает под признаки бюджетного учреждения, определенные статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, следовательно, на него распространяются положения подпункта 15 пункта 1 статьи 238 НК РФ (в редакции Федерального закона от 20.07.2004 N 70-ФЗ).
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции, и отмены принятого по данному делу решения суда не имеется.
В связи с неуплатой налоговой инспекцией при подаче кассационной жалобы государственной пошлины, с нее подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1000 руб.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика, в частности, по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц.
На это обстоятельство обращено внимание судов в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.11.2006 по делу N А13-9701/2006-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 апреля 2007 г. N А13-9701/2006-23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника