Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 апреля 2007 г. N А56-14616/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 марта 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Корабухиной Л.И., Малышевой Н.Н.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу Деева Е.В. (доверенность от 15.01.2007 N 23/247), от общества с ограниченной ответственностью "Юм Трейд" Иванова А.А. (доверенность от 29.12.2006 N 105/04-02),
рассмотрев 09.04.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.09.2006 (судья Звонарева Ю.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2006 (судьи Згурская М.Л., Масенкова И.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-14616/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Юм Трейд" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 21.02.2006 N 02/02-38 и об обязании Инспекции возместить Обществу 683 612 руб. налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 21.09.2006 заявление Общества удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права и неполное исследование обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела, просит отменить решение и постановление и в удовлетворении заявления Обществу отказать. В жалобе Инспекция указывает на то, что заявитель не располагается по адресу, указанному в его учредительных документах, и что им нарушен пункт 1 статьи 9 Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете" и подпункт 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ.
В отзыве на жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества их отклонил.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом в налоговый орган декларации по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2005 года, а также документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В ходе камеральной проверки выявлено, что заявитель отсутствует по адресу, указанному в учредительных документах; по ряду счетов-фактур не представлены транспортные железнодорожные накладные; в счетах-фактурах, выставленных ООО "Юниверсал Металл Групп", не указан адрес грузополучателя. На основании изложенного Инспекция сделала вывод о том, что Общество является недобросовестным налогоплательщиком.
По результатам проверки Инспекцией принято решение от 21.02.2006 N 02/02-38 об отказе Обществу в возмещении 683 612 руб. налога на добавленную стоимость за октябрь 2005 года.
Общество не согласилось с указанным решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что налогоплательщиком представлены все необходимые в соответствии со статьей 165 НК РФ документы для подтверждения правомерности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене.
В соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и предъявления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены статьями 165, 171, пунктом 3 статьи 172 и пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
Согласно названным нормам для подтверждения права на возмещение сумм налога на добавленную стоимость из бюджета налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость Общество представило в Инспекцию все документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).
Требования к оформлению счетов-фактур приведены в статье 169 НК РФ.
В силу подпункта 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.
Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут служить основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Таким образом, одним из условий предъявления к вычету и возмещению из бюджета сумм НДС, уплаченных поставщикам, является представление счетов-фактур, оформленных в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ.
Налоговый орган ссылается на то, что в представленных Обществом счетах-фактурах не указан адрес грузополучателя.
Однако судами установлено, что покупателем и грузополучателем по спорным счетам-фактурам является Общество.
Оплата товара поставщику по спорным счетам-фактурам налоговым органом не оспаривается.
В кассационной жалобе Инспекция также ссылается на непредставление заявителем транспортных железнодорожных накладных на поставку товара. Однако налоговым органом не учтено, что частично поставка товара осуществлялась автомобильным транспортом. В случае поставки товара железнодорожным транспортом оформлялись накладные и приемо-сдаточные акты с указанием номера накладной. При поставке товара автомобильным транспортом оформлялся только приемо-сдаточный акт, в котором указаны наименование товара, его вес, цена и транспортное средство (марка и государственный регистрационный номер). Копии приемо-сдаточных актов ко всем счетам-фактурам, содержащих все необходимые сведения, имеются в материалах дела.
Также Инспекция ссылается на ненахождение налогоплательщика по месту регистрации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20.02.2001 N 3-П и в определениях от 25.07.2001 N 138-О, от 08.04.2004 N 168-О и 169-О, право на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета предоставлено добросовестным налогоплательщикам для компенсации реально понесенных ими затрат по уплате налога поставщикам товаров (работ, услуг). Налогоплательщик, использующий указанное право в противоречии с его назначением, то есть злоупотребляющий им, не может рассчитывать на такую же судебную защиту этого права, как добросовестный налогоплательщик.
Поскольку в силу пункта 7 статьи 3 НК РФ в сфере налоговых правоотношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика, обязанность доказывать недобросовестность налогоплательщиков в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, возложена на налоговые органы.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", судам необходимо иметь в виду, что, в частности, осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика, само по себе не может служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.
Суды первой и апелляционной инстанций, полно и всесторонне исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив все заявленные налоговым органом доводы, не выявили недобросовестности Общества при предъявлении им к возмещению из бюджета сумм налога на добавленную стоимость.
Таким образом, следует признать, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для отказа Обществу в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость за октябрь 2005 года.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.09.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2006 по делу N А56-14616/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1 000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 апреля 2007 г. N А56-14616/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника