Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 апреля 2007 г. N А56-20424/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 октября 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Казанцевой Р.В.,
судей Нефедовой О.Ю., Шпачевой Т.В.,
при участии: от ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" Корнеевой Н.О. (доверенность от 09.01.2007), Костиной А.В. (доверенность от 09.01.2007) от ОАО "Российские железные дороги" - Митрофановой Н.Ю. (доверенность от 22.12.2006), Коротя В.Н. (доверенность от 21.12.2006),
рассмотрев 17.04.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Морской порт Санкт-Петербург" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2006 (судья Несмиян С.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2007 (судьи Герасимова М.М., Жиляева Е.В., Ларина Т.С.) по делу N А56-20424/2006,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога" (далее - Дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Морской порт Санкт-Петербург" (далее - Порт) о взыскании 13 848 руб. 30 коп. платы за пользование вагонами на основании статьи 39 Устава Железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖД РФ).
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 12.10.2007" следует читать "от 12.10.2006"
Решением от 12.10.2007 иск удовлетворен в полном объеме.
Постановлением апелляционного суда от 23.01.2007 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Порт просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новое решение об отказе Дороге в иске. По мнению Порта, судом при рассмотрении спора неполно выяснены обстоятельства, имеющие значения для разрешения данного спора, а действия Дороги по задержке поезда N 3003 носили характер одностороннего усмотрения.
Заявитель также полагает, что в период 14.03.2006 - 16.03.2006 имело место отсутствие свободных путей на самой станции "Автово", обслуживающей, кроме Порта, и других владельцев, а не по причине занятости фронтов выгрузки в Порту из-за частичного превышения установленных пунктом 5.3.5 Единого технологического процесса (далее - ЕТП) норм времени на выгрузку.
В отзыве на кассационную жалобу Дорога просит оставить жалобу без удовлетворения. По ее мнению, невыполнение Портом технологических норм погрузки/выгрузки явилось основанием к начислению платы за пользование вагонами.
В судебном заседании представитель Порта подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, которую представитель Дороги просил оставить без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
В соответствии со статьей 39 УЖД РФ за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Как указано в пункте 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
На станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров, перевозчиком составляется акт общей формы, который передается вместе с железнодорожной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания платы за пользование вагонами.
Как следует из материалов дела, 01.01.2003 между правопредшественником Дороги и Портом был заключен договор N 157/М, связанный с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути, примыкающего к станции "Автово" Октябрьской железной дороги. Согласно пункту 7 договора Дорога обязалась сдавать на железнодорожный подъездной путь вагоны на места погрузки, выгрузки или выставочные пути в соответствии с ЕТП ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" и станций Новый Порт и "Автово" Октябрьской железной дороги (л.д. 85 - 91, 98 - 103).
Обращение в арбитражный суд с настоящим иском мотивировано тем, что в период с 14.03.2006 по 16.03.2006 из-за большого скопления вагонов, поступивших в адрес Порта на железнодорожную станцию "Автово", по причине невыполнения Портом технологических норм выгрузки и вследствие невозможности принимать поступающие в адрес Порта вагоны, Дорога была вынуждена произвести задержку поезда N 3003, индекс 3025 197 0356, в составе 62 вагонов (грузополучатель - Порт) на промежуточной железнодорожной станции "Шушары".
В материалы дела представлена копия приказа N 153 от 14.03.2006, направленного на станцию "Автово". Как следует из текста документа, поезд индекс 3025-197-90356 (62 вагона) в связи с отсутствием технической возможности накопления вагонов на станции "Автово" по причине невыполнения норм выгрузки ОАО "Морской Порт СПб" отставлен от движения. Диспетчерской службе "Автово" предложено известить грузополучателя установленным порядком о факте задержки вагонов в пути следования (л.д. 81).
Такое извещение от 15.03.2006 направлено и получено Портом (л.д. 11). Извещением от 17.03.2006 Порту сообщено об отправлении в его адрес поезда 3003, представитель Порта приглашен для составления актов общей формы (л.д. 10).
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составлены акты общей формы N N 43 и 46 от 14.03.2006 и от 17.03.2006 (л.д. 9). В актах отражено, что задержка вагонов произошла в связи с неприемом станцией "Автово" из-за занятости фронтов выгрузки, вызванной невыполнением Портом технологических норм выгрузки грузов.
Изложенные выше обстоятельства подтверждают факт выполнения Дорогой требований пункта 4.7 Правил.
Представителем Порта акта подписаны со следующей оговоркой: "занятость фронта выгрузки не подтверждаю. Указанные в акте вагоны прошу срочно подать на подъездной путь ОАО "Морской порт СПб", ЗАО "Нева-Металл".
Разделом 5.2 ЕТП определен порядок подачи вагонов под погрузку-выгрузку и уборки их после выполнения грузовых операций на станциях Новый Порт и "Автово". В соответствии с пунктом 5.2.2 подача вагонов в Порт производится локомотивом железной дороги с расстановкой непосредственно к местам выгрузки в соответствии письменной разметки Порта.
Как указано в таблице 2 характеристики мест погрузки-выгрузки ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", примыкающих к станции "Автово", местами погрузки-выгрузки таких грузов, как черные металлы, являются 7 и 8 пути.
Не оспаривая того факта, что погрузка-выгрузка грузов на 7 и 8 пути производилась с нарушением технологических норм, Порт, ссылаясь на положения пункта 3 Примечания к характеристике, как при рассмотрении спора по существу, так и в судебном заседании кассационной инстанции заявлял о том, что имелась возможность осуществить погрузку-выгрузку поступивших в его адрес вагонов на других путях., на что фактически и указано в сделанной в акте общей формы оговорке.
Приведенный довод не может быть принят во внимание в связи со следующим.
В названном выше пункте указано, что при невозможности подачи вагонов к месту погрузки-выгрузки из-за занятости причального пути, вагоны к месту погрузки-выгрузки подаются по взаимозаменяемым путям N N 2, 4, третьего грузового района.
В данном случае не занятость причального пути явилась причиной невозможности подачи вагонов к месту погрузки-выгрузки.
Представленные в материалы дела доказательства, в том числе изложенные в актах общей формы возражения представителя Порта относительно причин задержки поезда, дорожные ведомости, ведомости подачи и уборки вагонов, подтверждающие факт нарушения Портом технологических норм погрузки-выгрузки вагонов были предметом исследования суда первой и апелляционной инстанций.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что причиной задержки является невыполнение Портом технологических норм выгрузки, удовлетворили заявленные Дорогой требования.
Нарушений норм материального или процессуального права судом допущено не было, в связи с чем обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2007 по делу N А56-20424/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Морской порт Санкт-Петербург" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.В. Казанцева |
Т.В. Шпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 апреля 2007 г. N А56-20424/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника