Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 апреля 2007 г. N А66-8450/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А, судей Боглачевой Е.В., Пастуховой М.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области Карташова А.А. (доверенность от 09.01.2007 N 04-20/1), от общества с ограниченной ответственностью "Акварус-В" Кузьмина Ю.А. (протокол общесго собрания учредителей от 16.08.2001 N 5),
рассмотрев 23.04.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2007 по делу N А66-8450/2006 (судьи Маганова Т.В., Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Акварус-В" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области от 19.04.2006 N 5118/676.
Решением суда от 30.10.2006 требования заявителя удовлетворены частично. Решение инспекции от 19.04.2006 N 5118/676 признано недействительным в части взыскания 74 444 руб. штрафа. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.01.2007 решение суда отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения инспекции от 19.04.2006 N 5118/676 о доначислении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и начислении пеней. Решение инспекции от 19.04.2006 N 5118/676 признано недействительным в части доначисления 372 220 руб. НДС и 6 970,04 руб. пеней. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда и принять новое. Податель жалобы указывает на нарушение судом норм материального права при вынесении судебного акта.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, общество представило в инспекцию налоговую декларацию по НДС за 4-й квартал 2005 года.
Налоговый орган провел камеральную проверку названной декларации, о чем составлен акт от 20.03.2006 N 4693/453.
При проверке инспекция установила, что общество в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) с 01.01.2006 перешло с общего режима налогообложения на специальный режим в виде упрощенной системы налогообложения.
По мнению инспекции, общество нарушило пункт 3 статьи 170 и пункт 1 статьи 173 НК РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", далее - Закон N 119-ФЗ), и при переходе на упрощенную систему налогообложения было обязано в соответствии с пунктом 3 статьи 170 НК РФ в декларации за 4-й квартал 2005 года восстановить НДС в сумме 398 718 руб., предъявленный к возмещению при приобретении основных средств, сырья и материалов (остатки), инвентаря и хозяйственных принадлежностей.
По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений налогоплательщика инспекция вынесла решение от 19.04.2006 N 5118/676 о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде 74 444 руб. штрафа, доначислении 372 220 руб. НДС и начислении 6 970,04 руб. пеней.
Общество не согласилось с решением инспекции в названной части и оспорило его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции согласился с решением инспекции в части доначисления НДС и начисления пеней и в этой части в удовлетворении требований отказал. В части признания недействительным решения инспекции о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ суд удовлетворил требования, сославшись на пункт 2 статьи 5 НК РФ, поскольку в данном случае налоговым периодом является 4-й квартал 2005 года и закон обратной силы не имеет.
Апелляционная инстанция не согласилась с решением суда в части признания правомерности доначисления налога и начисления пеней.
Кассационная инстанция считает постановление апелляционной инстанции правильным и не подлежащим отмене.
Согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Пунктом 19 статьи 1 Закона N 119-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2006, внесены изменения в пункт 3 статьи 170 НК РФ, в соответствии с которыми суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в пункте 2 названной статьи, за исключением операции, предусмотренной подпунктом 1 указанного пункта, а также при передаче основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества, имущественных прав правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации юридических лиц.
Восстановлению подлежат суммы налога на добавленную стоимость в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "Абзацем 5 подпункта 3 статьи 170 НК РФ" следует читать "Абзацем 5 подпункта 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ"
Абзацем 5 подпункта 3 статьи 170 НК РФ установлено, что при переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы в соответствии с главами 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанные режимы.
Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ в части, устанавливающей перечни случаев восстановления НДС и порядок такого восстановления, вступил в силу с 01.01.2006.
Редакция статьи 170 НК РФ, действовавшая до 01.01.2006, не содержала требования восстанавливать суммы НДС в случае перехода налогоплательщика на специальные налоговые режимы.
Для налогоплательщиков, переходящих на специальный налоговый режим с 01.01.2006, предыдущий налоговый период приходится на 2005 год, то есть на период, когда у них не было обязанности по восстановлению налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Следовательно, у налогоплательщика не было правовых оснований восстанавливать в декларации за 4-й квартал 2005 года ранее правомерно принятые к вычету суммы НДС по приобретенным, но не использованным товарам (работам, услугам) и недоамортизированным основным средствам, а у налогового органа - доначислять заявителю НДС за 4-й квартал 2005 года, начислять пени за нарушение срока его уплаты и привлекать его к налоговой ответственности за неуплату НДС.
Кассационная инстанция считает, что суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права и судебный акт не подлежит отмене.
В связи с тем, что с 01.01.2007 утратил силу пункт 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с налоговой инспекции подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2007 по делу N А66-8450/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области в доход федерального бюджета 1 000 руб. госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 апреля 2007 г. N А66-8450/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника