Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 мая 2007 г. N А56-33488/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Боглачевой Е.В., Самсоновой Л.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Кварц" Бойкова И.А. (доверенность от 21.08.06),
рассмотрев 15.05.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.06 (судья Пасько О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.07 (судьи Тимошенко А.С., Савицкая И.Г., Гафиатуллина Т.С.) по делу N А56-33488/2006,
установил:
Открытое акционерное общество "Кварц" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 26.06.06 N 14-08/31-06 в части привлечения к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда первой инстанции от 30.11.06 требования Общества удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.07 решение от 30.11.06 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты. Налоговый орган полагает, что Общество не выполнило обязанности налогового агента в отношении выплаченных иностранному партнеру сумм доходов, поскольку не доказало, что последнее является резидентом Республики Кипр, так как не представило подтверждение Министерства финансов Республики Кипр согласно Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 05.12.98.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей в судебное заседание не направила, в сзязи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Обществом налогового законодательства за период с 01.01.03 по 31.12.05.
По итогам проверки налоговый орган составил акт от З0.05.06 N 14-08/31 и вынес решение от 26.06.06 N 14-08/31-06, которым, в частности, привлек Общество к ответственности в виде взыскания 823 540 руб. штрафа на основании статьи 123 НК РФ за неудержание и неперечисление Обществом за 2005 год налога с доходов, полученных иностранной организацией.
Общество частично не согласилось с решением Инспекции и оспорило его б арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление налогоплательщика, суды пришли к выводу о том, что у Общества как налогового агента отсутствовала обязанность по удержанию налога с выплаченных иностранному контрагенту доходов б проверяемом периоде.
Кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно статье 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налога. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет соответствующие налоги.
Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации для уплаты налога налогоплательщиком. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 123 НК РФ установлена ответственность налоговых агентов за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению, в виде штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
Порядок исчисления, удержания и перечисления налоговым агентом налога с доходов, выплачиваемых иностранной организации, урегулирован главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом объектом налогообложения по налогу на прибыль для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 НК РФ.
Подпунктами 8 и 9 пункта 1 статьи 309 НК РФ предусмотрено, что доходы от сдачи в аренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, а также доходы от международных перевозок относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 287 и пунктом 1 статьи 310 Кодекса российская организация или иностранная организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговые агенты), выплачивающие доход иностранной организации, удерживают сумму налога из доходов этой иностранной организации при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств или ином получении иностранной организацией доходов, в валюте выплаты дохода либо в валюте Российской Федерации по официальному курсу Центрального Банка Российской Федерации на дату перечисления налога (исключение составляют случаи выплаты доходов, оговоренные в пункте 2 статьи 310 Кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 310 НК РФ исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производится по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 312 НК РФ при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.
Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр заключено Соглашение от 05.12.98 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал".
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Обществом в 2005 году в пользу компании "Мадден Трейдинг Лимитед" произведены выплаты согласно лицензионному договору от 14.06.02 за использование товарного знака. В 2003-2004 году иностранная компания в подтверждение своего постоянного местопребывания на территории Республики Кипр представила в подтверждение своего постоянного местонахождения на территории Республики Кипр Обществу документы, выданные уполномоченным органом (Министерством финансов Республики Кипр). Представленные контрагентом по договору Обществу свидетельства о подтверждении того, что компания "Мадден Трейдинг Лимитед" является резидентом Республики Кипр, и доход, полученный компанией в любой части света, облагается подоходным налогом и налогом на доходы в соответствии с законодательством Республики Кипр, являются официальными документами и в соответствии с Гаагской конвенцией от 05.10.61 заверены апостилем от 06.06.03 и от 29.04.04.
Судами правомерно установлено, что представленные налогоплательщиком по настоящему делу документы отвечают требованиям Гаагской конвенции.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций правомерно признали, что иностранной организацией были выполнены требования пункта 1 статьи 312 НК РФ, Общество обоснованно не удержало налог с выплаченного дохода в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 310 НК РФ.
Приводимые подателем жалобы доводы о том, что иностранная организация не представила подтверждения своего местонахождения за 2005 год, а документы 2003 и 2004 года не могут быть приняты во внимание, так как подтверждают постоянное местопребывание лишь в указанные периоды, следует признать необоснованными. Статья 312 НК РФ не содержит ограничений срока действия представленных подтверждений. Доказательств того, что иностранная организация изменила свое место пребывания Инспекцией, не представлено. В ходе проверки налоговый орган располагал сведениями о том, что компания"Мадден Трейдинг Лимитед", учрежденная и зарегистрированная на Кипре, являлась резидентом Кипра в течение 2005 года, что подтверждается свидетельством от 05.04.05.
С учетом изложенного следует признать правильным вывод суда о том, что представленные заявителем документы свидетельствуют о том, что иностранный, контрагент, которому был выплачен доход в проверяемом периоде, имел постоянное местонахождение в Республике Кипр и являлся ее резидентом, что в силу Соглашения от 05.12.98 исключало налогообложение данного лица на территории Российской Федерации.
Поскольку обжалуемые судебные акты приняты в соответствие с нормами материального и процессуального права, то у кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения жалобы налогового органа.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с 01.01.07 утратил силу пункт 5 статьи 333.40 НК РФ. На это обстоятельство обращено внимание судов в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.07 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Поэтому в связи с неуплатой Инспекцией при подаче кассационной жалобы государственной пошлины с нее подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1 000 руб. за подачу кассационной жалобы.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.06 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.07 по делу N А56-33488/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1 000 руб. госпошлины за подачу кассационной жалобы.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Л.А. Самсонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 мая 2007 г. N А56-33488/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника