Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 мая 2007 г. N А56-43197/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 7 декабря 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Бухарцева С.Н., Троицкой Н.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области Баранова A.M. (доверенность от 03.10.2006 N 03-06/9019),
рассмотрев 22.05.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2006 (судья Пасько О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2007 (судьи Згурская М.Л., Горбачева О.В., Третьякова Н.О.) по делу N А56-43197/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Антарес" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области (далее - Инспекция) возвратить Обществу 101 104 руб. излишне уплаченных страховых взносов и обязании Инспекции принять решение о возврате ему указанной суммы.
Решением суда первой инстанции от 07.12.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.02.2007, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявления. Податель жалобы указывает на то, что страховой взнос на обязательное пенсионное страхование не является налогом и положения статей 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат применению при возврате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Кроме того, Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) не определены ни орган, уполномоченный на проведение зачета (возврата) страховых взносов, ни порядок проведения такого зачета.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Представители Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество, являясь в соответствии со статьей 6 Закона N 167-ФЗ страхователем по обязательному пенсионному страхованию, при перечислении в январе-апреле 2006 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, в суммах 76 200 руб. и 28 504 руб., ошибочно указало в платежных поручениях код бюджетной классификации 18210202030061000160, предусмотренный для уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа.
В заявлении от 01.06.2006 Общество просит налоговый орган возвратить на его расчетный счет страховые взносы, перечисленные по неправильному коду бюджетной классификации (л. д. 7).
Инспекция в письме от 23.06.2006 отказала страхователю в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что Законом N 167-ФЗ не определен орган, уполномоченный на проведение зачета (возврата) страховых взносов. Общество оспорило отказ Инспекции в судебном порядке. Суды удовлетворили заявление и обязали налоговый орган возвратить Обществу излишне уплаченные страховые взносы.
Кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Согласно абзацу 6 статьи 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не соответствуют понятию "налог", определение которого дано в статье 8 НК РФ.
Однако в соответствии со статьей 25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.12.2005 N 176-ФЗ) и приложением 11.1 к этому Закону Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии, включая страховые взносы в виде фиксированных платежей, и на нее как администратора возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных взысканных) платежей.
Министерством финансов Российской Федерации издан приказ от 16.12.2004 N 116н, которым утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок). Пунктом 18 Порядка установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
Из приведенных норм права следует, что Инспекция как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Судами установлено и сторонами не оспаривается наличие у заявителя 101 104 руб. переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации по коду 18210202030061000160, предназначенному для страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии. Таким образом, Инспекция неправомерно отказала Обществу в удовлетворении заявления о возврате указанной суммы страховых взносов.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали незаконным отказ Инспекции в возврате страховых взносов и обязали налоговый орган возвратить Обществу 101 104 руб. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, и оснований для их отмены не имеется.
В связи с тем, что с 01.01.2007 утратил силу пункт 5 статьи 333.40 НК РФ, согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с Инспекции подлежат взысканию в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2007 по делу N А56-43197/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 мая 2007 г. N А56-43197/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника