Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 мая 2007 г. N А56-42044/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Блиновой Л.В., Пастуховой М.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Северо-Западное пароходство" Чижовой Н.Б. (доверенность от 25.09.2006) и Хайрулина М.Р. (доверенность от 25.09.2006), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу Пастуховой Е.С. (доверенность от 20."03.2007 N 03-16/01956) и Номоконовой К.О. (доверенность от 09.01.2007 N 03-16/00021),
рассмотрев 24.05.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2006 (судья Баталова Л.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2007 (судьи Шульга Л.А., Зотеева Л.В., Фокина Е.А.) по делу N А56-42044/2006,
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западное пароходство" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 11.09.2006 N 132.
Решением от 23.10.2006 суд удовлетворил заявление общества.
Постановлением от 14.02.2007 апелляционный суд оставил решение от 23.10.2006 без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств дела и неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты в части признания недействительным решения инспекции от 11.09.2006 N 132 о доначислении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 20 036 357 руб. и отказать в этой части в удовлетвсюении требований заявителя. Податель жалобы считает, что, поскольку в силу пункта 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации далее - НК РФ) 130-дневный срок сбора и представления пакета предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, подтверждающих право налогоплательщика на применение ставки 0 процентов, не распространяется на налогоплательщиков, которые в силу пункта 4 статьи 165 НК РФ не представляют в инспекцию таможенные декларации, то для последних момент определения налоговой базы устанавливается в соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ, то есть моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат: либо день выполнения работ (оказания услуг), либо день оплаты, частичной оплаты, в счет предстоящего выполнения работ (оказания услуг). В случае отсутствия у налогоплательщика на момент определения налоговой базы документов подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов при выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК PФ, указанные операции подлежат налогообложению по ставке 18 процентов.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы жалобы, а представители общества возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как видно из материалов дела, общество оказывало услуги, связанные с перевозкой экспортируемых товаров за пределы территории Российской Федерации и импортируемых товаров в Российскую Федерацию.
Инспекция провела камеральную проверку декларации общества по НДС по ставке 0 процентов за июнь 2006 года.
По результатам проверки инспекция приняла решение от 11.09.2006 N 132, которым доначислила обществу 69 780 279 руб. НДС.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "подпунктами 2 и 3 статьи 164 НК РФ" следует читать "подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ"
В обоснование решения инспекция указала, что в случае отсутствия у общества на момент определения налоговой базы документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов при выполнении им работ (оказании услуг), предусмотренных подпунктами 2 и 3 статьи 164 НК РФ. указанные операции подлежат налогообложению по ставке 18 процентов. Поскольку пунктом 4 статьи 165 НК РФ в ряде случаев не предусмотрено представление таможенной декларации при совершении операций, предусмотренных подпунктами 2 и 3 статьи 164 НК РФ, момент определения налоговой базы устанавливается в соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ как день выполнения работ (оказания услуг) либо день их оплаты.
Кроме того, инспекция отметила, что поскольку у общества в соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ отсутствует 180 дней на представление документов в обоснование применение ставки НДС 0 процентов, то в соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по НДС и налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2005 N 163Н, суммы, заявленные в разделе 4 декларации по НДС по ставке 0 процентов, должны быть отражены в разделе 3 декларации по НДС по ставке 0 процентов и, соответственно, в разделе 2.1 декларации по НДС по внутреннему рынку.
Общество оспорило решение инспекции в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление общества, указав на то, что согласно пункту 9 статьи 167 НК РФ момент определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 164 НК РФ определяется последним днем месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене.
Подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ в редакции, вступившей в действие с 01.01.2006, предусмотрено применение нулевой ставки НДС при реализации услуг по перевозке товаров, вывозимых за пределы территории
Российской Федерации, ввозимых на территорию Российской Федерации и помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, оказываемые российскими налогоплательщиками (включая перевозчиков, использующих для транспортировки суда).
Согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации для обоснования правомерности применения нулевой ставки НДС в отношении указанных услуг налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы соответствующие документы, перечень которых приведен в статье 165 НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ при реализации услуг по перевозке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации морским транспортом, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС в налоговые органы представляются:
- контракт или копия контракта налогоплательщика с иностранными или российскими лицами на выполнение услуг по перевозке товаров;
- выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя услуг на счет налогоплательщика в российском банке;
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации или ввоз товаров на территорию Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 4 статьи 165 НК РФ в случае перемещения товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, оказания услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, помимо перечисленных документов в налоговые органы представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенных органов Российской Федерации, производивших таможенное оформление ввоза и вывоза товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита.
Таким образом, согласно положениям пункта 4 статьи 165 НК РФ для обоснования правомерности применения нулевой ставки НДС в отношении услуг по перевозке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации судами, не требуется представлять в налоговые органы таможенную декларацию.
В силу пункта 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран на 181-й календарный день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 9 статьи 167 НК РФ
Таким образом, особенности момента формирования налоговой базы. предусмотренные пунктом 9 статьи 167 НК РФ. определены только для тех налогоплательщиков, которым установлен 180-дневный срок сбора и представления документов в обоснование правомерности применения нулевой ставки НДС, в том числе таможенной декларации с указанием даты помещения товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации под таможенный режим.
Однако подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, устанавливающим ставки обложения НДС операций по реализации услуг по транспортировке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, предусмотрено налогообложение таких операций по ставке 0 процентов. В связи с этим при реализации услуг по транспортировке экспортируемого товара перевозчик согласно статьям 168 и 169 НК РФ выставляет покупателю услуг (экспортеру) счет-фактуру с указанием надлежащей ставки НДС - 0 процентов.
Поэтому налогоплательщики не вправе изменять установленную статьей 164 НК РФ ставку налога. Как отмечено в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 9252/05 и 9263/05, от 04.04.2006 N 14227/05 и 14240/05, от 19.06.2006 N 1964/06, от 20.06.2006 N 14555/05 и 14588/05, уплата экспортерами перевозчику груза НДС по ставке 18 процентов при расчетах за приобретенные услуги по транспортировке товаров на экспорт не соответствует законодательству о налогах и сборах.
Таким образом, при оказании российскими организациями услуг по перевозке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров налоговая база определяется по ставке 0 процентов.
Как следует из оспариваемого решения, по операциям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, инспекцией исчислен НДС по ставке 18 процентов. Однако исчисление налога и, соответственно, предъявление перевозчиком экспортеру к уплате дополнительно к цене услуг НДС по ставке 18 процентов противоречит принципу равенства налогообложения, так как допускает возможность различного применения налогоплательщиками положений подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Необходимо отметить, что на момент вынесения оспариваемого решения инспекции общество в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов представило полный пакет документов, предусмотренных пунктом 4 статьи 165 НК РФ, что отражено в указанном решении и не опровергается налоговым органом.
При таких обстоятельствах у инспекции отсутствовали законные основания для доначисления обществу по операциям, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, НДС по ставке 18 процентов. Решение инспекции от 11.09.2006 N 132 вынесено с нарушением норм законодательства о налогах и сборах, поэтому правомерно признано недействительным.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
В связи с тем, что с 01.01.2007 утратил силу пункт 5 статьи 333.40 НК РФ, на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с инспекции подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2007 по делу N А56-42044/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
М.Б. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 мая 2007 г. N А56-42044/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника