Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 мая 2007 г. N А56-13260/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09 апреля 2007 г.
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 ноября 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Абакумовой И.Д., Кочеровой Л.И.,
при участии от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области Шевченко К.В. (доверенность от 28.12.06 N 1964),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.11.06 (судья Звонарева Ю.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.07 (судьи Згурская М.Л., Будылева M.B. Горбачева О.В.) по делу N А56-13260/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стура Импекс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным пункта 1 решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 26.12.05 N 578 1255
Решением суда от 03.11.06, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.07, заявленные требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, указывая на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной Обществом декларации по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 % за июль 2005 года. По результатам проверки вынесено решение от 26.12.05 N 578/11255. пунктом 1 которого Обществу отказано в возмещении 177 502 рублей налога на добавленную стоимость.
В ходе проверки установлено, что Общество в марте-июне 2005 года отгружало товары на экспорт. Налоговая инспекция посчитала правомерным применение ставки 0 % и налоговых вычетов по приобретению товаров
Однако налоговая инспекция посчитала неправомерным предъявление к вычету 177 502 рублей налога на добавленную стоимость, уплаченных по предоставленным услугам (общехозяйственным расходам). При этом налоговая инспекция указала, что Обществом не представлена методика распределения "входного" налога на добавленную стоимость на подтвержденный и неподтвержденный экспорт, а из представленных документов невозможно определить относятся ли эти услуги к отгрузкам, по которым применение ставки 0 % подтверждено в декларации за июль 2005 года. Кроме того, налоговая инспекция указала, что в представленной Обществом книге покупок записи счетов-фактур производятся не в хронологическом порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что Общество осуществляет только экспортную деятельность, а следовательно, все затраты связаны исключительно с экспортом товаров.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 кодекса, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику продавцами и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации по операциям реализации товаров, вывезенных в режиме экспорта и облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставке 0 %, представляется отдельная налоговая декларация.
Пункт 6 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации по налоговой ставке 0 %, исчисляется отдельно по каждой такой операции.
Согласно пункту 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса, сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 настоящего Кодекса.
Пункт 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; либо товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Следовательно, налогоплательщик не только обязан сдельно определить и отразить в особой декларации налоговую базу и налог по с~ерациям реализации товаров, облагаемых ставкой 0 %, но и не может уменьшить указанную в этой декларации сумму налога на те вычеты, которые не относятся к товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций включенных в данную декларацию.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что Общество, осуществляющее только экспортные поставки, отражает приобретенные и оплаченные услуги, связанные с экспортом товара, в том периоде, когда собран полный пакет документов, подтверждающих экспорт товара и применение налоговой ставки 0 %.
Таким образом, Общество, действительно, вело книгу покупок с нарушением Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации (в редакции, действовавшей в проверяемый период) счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты (в том числе за наличный расчет) и принятия на учет приобретаемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Однако такое нарушением само по себе не может служить основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость.
Применяемый же Обществом метод позволяет Обществу предъявлять в декларации только те вычеты, которые относятся к услугам приобретенным для осуществления операций, включенных в данную декларацию.
Кроме того, пункт 8 указанного постановления в редакции от 11.05.2006, устанавливает, что счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что у налоговой инспекции не было оснований для отказа в возмещении 177 502 рублей налога на добавленную стоимость.
Таким образом, решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.11.06 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.07 по делу N А56-13260/2006 оставить без изменения а кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 мая 2007 г. N А56-13250/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника