Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 июня 2007 г. N А56-45867/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 ноября 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Коробова К.Ю. и Марьянковой Н.В.,
рассмотрев 07.06.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.11.2006 (судья Стрельчук У.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2007 (судьи Шульга Л.А., Гафиатуллина Т.С., Зотеева Л.В.) по делу N А56-45867/2006,
установил:
Индивидуальный предприниматель Сосик Александр Владимирович обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация) от 10.10.2006 N 01-32/06-119/636 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 4 Закона Санкт-Петербурга от 19.12.2005 N 636-96 "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 636-96).
Решением от 24.11.2006, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2007, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить названные судебные акты и вынести новое решение об отклонении заявления Сосика А.В.
По мнению подателя жалобы Сосик А.В. подлежал привлечению к административной ответственности, поскольку совершил предусмотренное статьей 4 Закона N 636-96 административное правонарушение до вступления в законную силу решения Санкт-Петербургского городского суда от 11.09.2006 по делу N 3-316/06, которым часть 2 статьи 1 и статья 2 Закона N 636-96 признаны недействующими.
Участвующие в деле лица надлежаще уведомлены о времени и месте его слушания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Согласно статье 1 Закона N 636-96, вступившего в силу с 01.07.2006, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, в том числе с использованием игровых столов и игровых автоматов с денежным выигрышем, осуществляют их размещение в объектах нежилого фонда и на земельных участках, расположенных на территории Санкт-Петербурга, в соответствии с адресным перечнем мест размещения объектов игорного бизнеса (далее - Адресный перечень).
Адресный перечень формируется раздельно в соответствии с установленными федеральным законодательством лицензируемыми видами деятельности в сфере игорного бизнеса и утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Санкт-Петербурга.
В соответствии со статьей 2 Закона N 636-96 объекты игорного бизнеса должны размещаться в изолированных помещениях:
для зала игровых автоматов - общей площадью не менее 80 квадратных метров и количеством установленных игровых автоматов не менее 20;
для казино - общей площадью не менее 500 квадратных метров, количеством установленных игровых автоматов не менее 45 и количеством игровых столов не менее 7.
В целях реализации Закона N 636-96 Правительство Санкт-Петербурга 30.06.2006 приняло постановление N 816 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Санкт-Петербурга", которым утвердило Порядок формирования адресного перечня мест размещения объектов игорного бизнеса на территории Санкт-Петербурга (пункт 1) и поручило Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет) до 01.09.2006 сформировать и утвердить Адресный перечень (пункт 3.3).
Распоряжением Комитета от 30.08.2006 N 104-р был утвержден Адресный перечень.
Согласно статье 4 Закона N 636-96 размещение объектов игорного бизнеса с нарушением требований статьи 1 Закона N 636-96 влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей в размере 50 минимальных размеров оплаты труда.
Сосик А.В. осуществляет в соответствии с выданной ему Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту лицензией от 02.02.2004 N 003885 предпринимательскую деятельность, связанную с организацией и содержанием тотализаторов и игорных заведений.
На основании заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "АНС" договора субаренды от 01.07.2006 Сосик А.В. установил в нежилом помещении по адресу: Санкт-Петербург, Колпино, пр. Ленина, д. 53 игровой автомат.
Ведущим специалистом отдела экономического развития и потребительского рынка Администрации Богдановой Н.А. 06.10.2006 составлен протокол о совершении Сосиком А.В. предусмотренного статьей 4 Закона N 636-96 административного правонарушения, выразившегося в том, что им установлен игровой автомат по указанному адресу, который не включен в Адресный перечень.
Постановлением заместителя главы Администрации от 10.10.2006 N 01-32/06-119/636 Сосик А.В. в соответствии со статьей 4 Закона N 636-96 привлечен к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 5 000 руб.
Считая данное постановление незаконным, Сосик А.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, признавая постановление от 10.10.2006 N 01-32/06-119/636 незаконным и отменяя его, указал на то, что Закон N 636-96 не распространяется на объекты игорного бизнеса, не являющиеся игорными заведениями и тотализаторами; на момент установки Сосиком А.В. игрового автомата отсутствовала ответственность за размещение объектов игорного бизнеса с нарушением требований статьи 1 Закона N 636-96; Администрацией пропущен срок привлечения заявителя к административной ответственности.
Апелляционный суд, оставляя решение от 24.11.2006 без изменения, указал на то, что Сосик А.В. не подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии со статьей 4 Закона N 636-96, поскольку в силу пункта 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации отнесено к ведению Российской Федерации, кроме того, решением Санкт-Петербургского городского суда от 11.09.2006 и определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2006 по делу N 3-316/06 часть 2 статьи 1 и статья 2 Закона N 636-96 признаны недействующими.
Суд кассационной инстанции считает вывод суда апелляционной инстанции правильным.
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) подлежит лицензированию деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов) (подпункт 77 пункта 1 статьи 17), положения о лицензировании которой утверждается Правительством Российской Федерации (статья 5).
В силу статьи 2 Закона N 128-ФЗ положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются лицензионные требования, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Место нахождения тотализаторов и игорных заведений является одним их лицензионных требований, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2002 N 525 "О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений" (далее - Постановление N 525).
Согласно подпункту "б" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, утвержденного Постановлением N 525, тотализаторы и игорные заведения не могут быть размещены в жилых помещениях, в зданиях действующих образовательных и медицинских учреждений, а также в зданиях и помещениях организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность.
Иные запреты на размещение тотализаторов и игорных заведений названное Положение не содержит.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" органам исполнительной власти субъектов Российской федерации не предоставлено право осуществлять лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования.
С учетом изложенного органы исполнительной власти Санкт-Петербурга не вправе устанавливать адресные перечни мест размещения объектов игорного бизнеса.
Указанное нашло свое отражение в решении Санкт-Петербургского городского суда от 11.09.2006 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2006 по делу N 78-Г06-40, которыми часть 2 статьи 1 и статья 2 Закона N 636-96 признаны недействующими.
В силу пункта 3 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, отнесено к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.
Поскольку установление лицензионных требований к игорной деятельности отнесено к компетенции Российской Федерации, то вопрос административной ответственности за их нарушение подлежит регулированию Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а не законами субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Сосик А.В. не подлежал привлечению к административной ответственности за размещение игрового автомата на объекте, не включенном в Адресный перечень.
Ссылка Администрации на то, что решение Санкт-Петербургского городского суда от 11.09.2006 по делу N 3-316/06, которым часть 2 статьи 1 и статья 2 Закона N 636-96 признаны недействующими, вступило в законную силу после того как Сосик А.В. в нарушение статьи 1 Закона N 636-96 разместил принадлежащий ему игровой автомат, а, следовательно, он подлежал ответственности в соответствии со статьей 4 Закона N 636-96, не может быть принята во внимание в силу следующего.
Поскольку положения Закона N 636-96, наделяющие Правительство Санкт-Петербурга правом определять порядок формирования адресного перечня мест размещения объектов игорного бизнеса на территории Санкт-Петербурга, а также Адресный перечень приняты с превышением полномочий, то они в соответствии с частью 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской не подлежали применению в настоящем деле арбитражным судом, независимо от того, когда вступило в законную силу решение Санкт-Петербургского городского суда от 11.09.2006 по делу N 3-316/06.
Ввиду того, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.11.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2007 по делу N А56-45867/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
Н.В. Марьянкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июня 2007 г. N А56-45867/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника