Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 июля 2007 г. N А05-1328/2006
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04 октября 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Кирилловой И.И., Кустова А.А.,
рассмотрев 11.07.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.02.2007 (судья Куницына Л.Л.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда 11.04.2007 (судьи Носач Е.В., Елагина O.K., Романова А.В.) по делу N А05-1328/2006,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному образованию "Котлас" в лице Отдела социальной защиты населения и Финансового управления администрации муниципального образования (далее - Финансовой управление), Архангельской области в лице Управления социальной защиты населения и Департамента финансов администрации Архангельской области, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о взыскании 6 542 руб. 65 коп. расходов, связанных с предоставлением соответствующим категориям граждан. проживающим на территории муниципального образования "Котлас" льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на основании статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее - Основы) в апреле-декабре 2004 года.
Решением от 02.05.2006 исковые требования удовлетворены за счет муниципального образования "Котлас". В иске к остальным ответчикам отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.06.2006 решение от 02.05.2006 оставлено без изменения.
Постановлением кассационной инстанции от 04.10.2006 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Решением от 01.02 2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.04.2007, требования истца удовлетворены за счет казны Российской Федерации.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить принятые по делу судебные акты и вынести новое решение. Податель жалобы полагает, что убытки Общества должны быть взысканы за счет средств казны субъекта Российской Федерации.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о месте и времени его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела. Общество в период с 01.04.2004 по 31.12.2004 в соответствии со статьей 63 Основ предоставило Марченковой Вере Григорьевне - медицинскому работнику, проживающему в сельской местности, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
Невозмещение расходов, связанных с предоставлением указанных льгот, послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Факт предоставления льгот и размер понесенных Обществом расходов ответчиками не оспариваются и подтверждены материалами дела, в том числе списком работников муниципального учреждения здравоохранения "Котласская центральная городская больница", имеющих право на льготы, актом сверки и счетами-фактурами.
В соответствии со статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов, пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. Согласно части 2 статьи 63 Основ (в редакции, действовавшей до вступления в действие Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР (далее - ВЦИК и СНК РСФСР) от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" предусмотрен порядок реализации льгот данной категории граждан за счет средств местного бюджета.
Статьей 5 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 признано утратившим силу. Статьей 2 указанного закона установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 2 статьи 8 Закона РСФСР от 21.12.1990 N 438-1 "О социальном развитии села", частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 N 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Судами установлено, что бюджету муниципального образования денежных средств в виде субвенций для возмещения предприятиям расходов по предоставлению льгот выделено недостаточно.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" положения Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего, Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Суды пришли к правильному выводу о том, что передав органам местного самоуправления и субъекту Российской федерации полномочия по возмещению расходов предприятий на предоставление льгот работникам, проживающим в сельской местности, Российская Федерация не обеспечила предоставлением им необходимых для этих целей финансовых средств.
Учитывая указанные обстоятельства, суды правомерно возложили обязанность по возмещению расходов Общества на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.02.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2007 по делу N А05-1328/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
А.А. Кустов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 июля 2007 г. N А05-1328/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника