Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 июля 2007 г. N А66-15290/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Корабухиной Л.И., Малышевой Н.Н.
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области Макаровой А.В. (доверенность от 14.11.2006 N 05-07),
рассмотрев 10.07.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2007 по делу N А66-15290/2005 (судьи Потеева А.В., Маганова Т.В., Пестерева О.Ю.),
установил:
Открытое акционерное общество "Центросвар" (далее - общество, ОАО "Центросвар") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тверской области (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области, затем - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области; далее - Инспекция) от 29.09.2006 N 80551 о начислении 30 983 руб. 32 коп. пеней по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением от 20.12.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 11.04.2007 апелляционный суд отменил решение от 20.12.2006 в части отказа Обществу в удовлетворении требований о признании недействительным требования Инспекции от 29.09.2006 N 80551 об уплате 25 927 руб. 62 коп. пеней по НДС и признал требование Инспекции от 29.09.2006 N 80551 в этой части недействительным, а в остальной части оставил решение суда без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом статей 69 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит отменить постановление апелляционного суда в части признания недействительным требования Инспекции от 29,09.2006 N 80551 об уплате 25 927 руб. 62 коп. пеней по НДС. Податель жалобы указывает, что оспариваемое требование соответствует нормам статьи 69 НК РФ Кроме того, налоговый орган не согласен с выводами суда о нарушении им положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы.
Представители общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Тверской области от 14.07.2005 по делу N А66-4027/2005 в отношении Общества введена процедура наблюдения.
Инспекция направила Обществу требование от 29.09.2006 N 80551 об уплате 30 983 руб. 32 коп. пеней по НДС, начисленных за период с 01.08.2005 по 22.08.2005 на недоимку по декларации за июнь 2005 года в сумме 1 822 567 руб., за период с 23.08.2005 по 31.08.2005 на недоимку в сумме 3 489 567 руб., которая сложилась из задолженности по декларациям за июнь - 1 822 567 руб. и июль 2005 года - 1 666 701 руб.
Общество оспорило требование налогового органа в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, отметив, что пени по обжалуемому требованию исчислены на задолженность по НДС. возникшую у налогоплательщика в период введения в отношении него процедуры наблюдения, и относится к текущим платежам.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции в части отказа Обществу в удовлетворении требований о признании недействительным требования Инспекции от 29.09.2006 N 80551 об уплате 25 927 руб. 62 коп. пеней по НДС и признал требование Инспекции от 29.09.2006 N 80551 в этой части недействительным, а в остальной части оставил решение суда без изменения, указав на то, что датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога. Апелляционный суд отметил, что в данном случае обязанность по уплате недоимки за июнь в сумме 1 822 567 руб. возникла 30.06.2005, то есть до введения процедуры наблюдения, за июль 2005 года в сумме 1 666 701 руб. - 31.07.2005, то есть в период наблюдения, и следовательно, текущими платежами признается задолженность за июль 2005 года, пени, начисленные на указанную недоимку, в сумме 5 055 руб. 66 коп.
Кассационная инстанция считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене.
Согласно статье 63 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного этим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства, при этом требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Инспекция считает, что оспариваемое требование выставлено правомерно, поскольку указанные в нем платежи относятся к текущим. Данная позиция налогового органа является обоснованной.
Согласно пункту 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - Постановление N 25) при применении положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать следующее.
В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы. Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода. Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен.
Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до даты принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих.
Согласно статье 163 НК РФ налоговый период по НДС устанавливается как календарный месяц.
Согласно пункту 1 статьи 174 НК РФ уплата НДС по операциям, признаваемым объектом налогообложения, производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший налоговый период, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Следовательно, обязанность по уплате НДС за июнь 2005 возникла 01.07.2005, а за июль 2005 - 01.08.2005, то есть до введения наблюдения. Налог должен быть уплачен не позднее 20.07.2005 и 20.08.2005 соответственно.
Согласно статье 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (применительно к конкретному виду налога).
Пени за неуплату НДС за июнь 2005 должны начисляться с 21.07.2005, а за июль 2005 с 21.08.2005.
Инспекция начислила пени на сумму недоимки с 01.08.2005 по 31.08.2005.
В пункте 27 Постановление N 25 разъяснено, что требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве постольку, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.
При этом в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики-применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве), установлено что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Из материалов дела видно, что указанные в требовании N 80551 пени начислены за период с 01.08.2005 по 31.08.2005, то есть обязанность Общества по уплате пеней по НДС возникла после принятия заявления о признании должника банкротом.
Таким образом, в силу приведенных норм требование об уплате пеней является текущим. В связи с эти инспекция правомерно начислила обществу 30 983 руб. 32 коп. пеней по НДС.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Суды правильно указали, что формальные нарушения требовании пункта 4 статьи 69 НК РФ сами по себе не являются основанием для признания требования недействительным.
При этом довод подателя жалобы о нарушении апелляционным судом требований статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не нашел своего подтверждения в материалах дела и отклоняется как необоснованный. Решением Арбитражного суда Тверской области от 23.01.2006 по делу N А66-15289/2005 в удовлетворении заявления Общества о признании недействительным требования N 84761 отказано. По делу N А66-15289/2005 исследовался вопрос о правомерности взыскания Инспекцией пеней по требованию N 84761, а не 80551.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в признании недействительным требования инспекции от 29.09.2006 N 80551 о начислении 30 983 руб. 32 коп. пеней по НДС. Принятое по настоящему делу постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
В связи с удовлетворением кассационной жалобы инспекции и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с общества следует взыскать в доход федерального бюджета 1 000 руб. за рассмотрение дела судом кассационной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2007 по делу N А66-15290/2005 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Тверской области от 20.12.2006, принятое по настоящему делу.
Взыскать с открытого акционерного общества "Центросвар" 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 июля 2007 г. N А66-15290/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника