Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 июля 2007 г. N А56-19528/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 января 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Боглачевой Е.В., Малышевой Н.Н.,
при участии от закрытого акционерного общества "Максимилиан" Димова И.Д. (доверенность от 11.12.2006) и Кудряшевой Е.Л. (доверенность от 10.07.2006), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу Сигалаевой В.В. (доверенность от 12.02.2007 N 02/4617),
рассмотрев 13.07.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Максимилиан" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2007 по делу N А56-19528/2006 (судьи Лопато И.Б., Гафиатуллина Т.С, Семенова А.Б.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Максимилиан" (далее - ЗАО "Максимилиан", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция): решения от 03.05.2006 N 03/11150 и требования N 184422 об уплате налога по состоянию на 04.05.2006.
Решением суда от 30.01.2007 требования ЗАО "Максимилиан" удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 09.04.2007 решение суда отменено, обществу отказано в удовлетворении требований.
В кассационной жалобе ЗАО "Максимилиан" просит отменить постановление апелляционного суда, ссылаясь на неправильное применение судом подпункта 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Податель жалобы считает, что на основании данной нормы освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) подлежат не только операции реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных мероприятий, но и операции по оказанию таких услуг.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить ее без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представители ЗАО "Максимилиан" поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель инспекции просил отказать в ее удовлетворении.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.07.2007 в судебном заседании объявлен перерыв до 13.07.2007.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку общества за период с 01.01.2003 по 30.09.2005.
По результатам проверки инспекция составила акт от 06.03.2006 N 03/311 и с учетом возражений общества по акту приняла решение от 03.05.2006 N 03/11150, которым доначислила ЗАО "Максимилиан" НДС, начислила пени за несвоевременную уплату этого налога и предложила уменьшить исчисленные в завышенных размерах суммы налога на прибыль.
Основанием для принятия такого решения послужило то, что общество, осуществляя реализацию входных билетов и абонементов на посещение концертно-зрелищных мероприятий на основании договоров комиссии, неправомерно воспользовалось льготой, предусмотренной подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ, и не включило в облагаемую НДС базу суммы полученного вознаграждения (основного и дополнительного). При этом инспекция исходила из того, что операции по реализации указанных билетов и абонементов на основании договора комиссии не подлежит освобождению от налогообложения в силу пункта 7 статьи 149 и пункта 2 статьи 156 НК РФ.
В требовании N 184422 инспекция указала срок добровольной уплаты обществом начисленных сумм НДС и пеней по состоянию на 04.05.2006.
ЗАО "Максимилиан", считая решение от 03.05.2006 N 03/11150 и требование инспекции N 184422 незаконными, обжаловало эти ненормативные акты налогового органа в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил требования общества. Суд исходил из того, что ЗАО "Максимилиан" реализует услуги по распространению входных билетов и абонементов. Предоставление указанных услуг включено в число операций, освобождаемых от обложения НДС на основании подпункта 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ. При этом суд сделал вывод о том, что в силу норм гражданского законодательства Российской Федерации оказание таких услуг иначе как на основании договоров комиссии, поручения или агентских договоров невозможно. В связи с чем суд признал, что в данном случае пункт 2 статьи 156 НК РФ не подлежит применению.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции. Поскольку общество осуществляло свою деятельности на основании договора комиссии, апелляционный суд сделал вывод о том, что в силу пункта 2 статьи 156 НК РФ оно неправомерно воспользовалось льготой.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемое постановление апелляционного суда подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции, принятого по настоящему делу.
Согласно абзацу третьему подпункта 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ от обложения НДС освобождается реализация учреждениями культуры и искусства входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.
В то же время из абзаца второго подпункта 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ следует, что также не подлежат налогообложению и оказываемые учреждениями культуры и искусства услуги по распространению указанных билетов.
Таким образом, подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ предусмотрено как освобождение от обложения НДС операций по реализации указанных выше входных билетов и абонементов, так и операции по предоставлению услуг по распространению этих билетов и абонементов.
В решении инспекции от 03.05.2006 N 03/11150 отражено, что по кодам Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства" (далее - ОКОНХ) общество относится к объединению частных театральных касс. Осуществление обществом данного вида деятельности инспекцией не оспаривается.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что согласно письмам Санкт-Петербургского комитета государственной статистики от 15.02.2001 N 12345МЮ и от 21.02.2001 N 410/1136 ЗАО "Максимилиан" присвоен код ОКОНХ 93690 "Хозяйственное управление культурой и искусством", включающий в себя деятельность театральных касс, а также код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД), продукции и услуг 7512 "Регулирование деятельности учреждений, обеспечивающих медицинское обслуживание, образование, культуру", включающий в себя деятельность агентств по продаже билетов.
Кроме того, в деле имеется договор комиссии, заключенный обществом с государственным академическим Мариинским Театром (далее - Театр), в соответствии с пунктами 2.1.1 - 2.1.3 которого общество получает вознаграждение за распространение передаваемых ему Театром входных билетов на проводимые Театром концертно-зрелищные мероприятия (листы дела 35-38).
Таким образом, на основании имеющихся в деле доказательств следует признать правильным вывод суда первой инстанции о том, что осуществляемые ЗАО "Максимилиан" операции представляют собой оказание Театру услуг по массовому распространению входных билетов на концертно-зрелищные мероприятия.
Данный вид услуг в силу прямого указания абзаца 2 подпункта 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ освобожден от обложения НДС.
Ссылка инспекции в данному случае на положения пункта 7 статьи 149 НК РФ подлежит отклонению.
Согласно пункту 7 статьи 149 НК РФ освобождение от налогообложения в соответствии с положениями данной статьи не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Однако оказание услуг по распространению входных билетов и абонементов является самостоятельным видом предпринимательской деятельности. Общество оказывает такие услуги организациям, осуществляющим зрелищно-развлекательные мероприятия, в данном случае Театру, не по поручению третьего лица, а самостоятельно. В связи с этим действие пункта 7 статьи 149 НК РФ, касающееся осуществления предпринимательской деятельности в интересах другого лица на спорные правоотношения не распространяется.
Согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ к учреждениям культуры и искусства в целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.
Суды на основании учредительных документов ЗАО "Максимилиан" и присвоенных ему кодов ОКОНХ и ОКВЭД признали и инспекция не оспаривает, что общество как объединение театральных касс является учреждением культуры и искусства.
Также инспекцией не оспаривается, что форма распространяемых обществом входных билетов и абонементов на зрелищно-развлекательные мероприятия утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал правомерным использование ЗАО "Максимилиан" льготы, предусмотренной абзацем 2 подпункта 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ, и удовлетворил требования общества.
Вывод апелляционного суда о том, что осуществляемые обществом операции подлежат обложению НДС на основании пункта 2 статьи 156 НК РФ, основан на неправильном толковании норм материального права.
Согласно пункту 2 статьи 156 НК РФ на операции по реализации услуг, оказываемых на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров и связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 НК РФ, не распространяется освобождение от налогообложения, за исключением посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1, подпунктах 1 и 8 пункта 2 и подпункте 6 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Таким образом, из данной нормы следует, что ее положения касаются предоставляемых на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров услуг, оказание которых связано с реализацией товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению в соответствии со статьей 149 НК РФ.
В то же время, как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, общество оказывало Театру самостоятельную льготируемую в соответствии с абзацем 2 подпункта 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ услугу по распространению входных билетов и абонементов и не являлось в этом случае посредником при реализации данной услуги.
Таким образом, положения пункта 2 статьи 156 НК РФ не подлежат применению по настоящему делу.
Поскольку обжалуемое постановление апелляционного суда принято с нарушением норм материального права, оно подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 5 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2007 по делу N А56-19528/2006 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2007, принятое по настоящему делу.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу в пользу закрытого акционерного общества "Максимилиан" 1 000 руб. судебных расходов в связи с рассмотрением дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июля 2007 г. N А56-19528/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника