Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 июля 2007 г. N А56-28040/2005
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 августа 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Асмыковича А.В., Корпусовой О.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Полубаровой О.В. (доверенность от 28.12.2006 N 11/7-308), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области Петрякова В.Н. (доверенность от 20.12.2006 б/н),
рассмотрев 17.07.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2007 (судья Пасько О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2007 по делу N А56-28040/2005 (судьи Третьякова Н.О., Масенкова И.В., Семиглазов В.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", Общество) в лице Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 04.04.2005 N 12-55.
Решением суда первой инстанции от 16.02.2006 (судья Пасько О.В.) Обществу отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением апелляционного суда от 31.05.2006 решение суда от 16.02.2006 отменено. Решение Инспекции от 04.04.2005 N 12-55 признано недействительным в части взыскания с ОАО "РЖД" 5 319 руб. налоговых санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за неуплату 26 596 руб. транспортного налога за 2004 год и начисления 879 руб. пеней. В удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.08.2006 решение суда первой инстанции от 16.02.2006 и постановление апелляционного суда от 31.05.2006 отменены, а дело - передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с тем, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального и процессуального права, не установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела
Суд кассационной инстанции указал суду первой инстанции на необходимость с учетом положений статьи 2 Закона Ленинградской области от 24.11.2004 N 94-ОЗ "О внесении изменений в Областной закон "О транспортном налоге", а также статей 5, 75, 101 и 122 НК РФ дать оценку порядку вступления в силу Закона Ленинградской области от 25.11.2003 N 99-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Областной закон "О транспортном налоге" (далее - Закон N 99-ОЗ), разрешить вопрос о возможности применения Обществом в 2004 году ставок транспортного налога, установленных Законом N 99-ОЗ, после чего оценить правомерность доначисления Инспекцией ОАО "РЖД" 26 596 руб. транспортного налога за 2004 год, начисления 879 руб. пеней и привлечения его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 5 319 руб. налоговых санкций.
Решением суда первой инстанции от 22.02.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.05.2007, решение налогового органа от 04.04.2005 N 12-55 признано недействительным в части начисления Обществу 879 руб. пеней за неуплату транспортного налога за 2004 год и в части привлечения заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 5319 руб. налоговых санкций. В остальной части Обществу отказано удовлетворении заявления.
При новом рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций признали обоснованным только доначисление ОАО "РЖД" транспортного налога за 2004 год, указав на то, что при исчислении этого налога налогоплательщик должен был применить ставки, предусмотренные Законом Ленинградской области от 22.11.2002 N 51-ОЗ "О транспортном налоге" (далее - Закон N 51-ОЗ). Также суды сделали вывод о том, что в 2004 году у налогового органа отсутствовали законные основания для начисления налогоплательщику пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, поскольку в этот период Налоговый кодекс Российской Федерации не представлял субъектам Российской Федерации права определять отчетные периоды по транспортному налогу и сроки уплаты этого налога по итогам отчетных периодов.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение от 22.02.2007 и постановление от 07.05.2007 в части признания недействительным решения Инспекции от 04.04.2005 N 12-55 и отказать ОАО "РЖД" в удовлетворении заявления. Податель жалобы считает, что начисление Обществу 879 руб. пеней по транспортному налогу и привлечение его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, правомерно, поскольку ОАО "РЖД" не уплатило 26 596 руб. транспортного налога за 2004 год в результате необоснованного применения пониженных ставок этого налога.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на то, что начисление пеней и привлечение его к налоговой ответственности за неуплату авансовых платежей по транспортному налогу за 2004 год неправомерно.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель ОАО "РЖД" просил оставить ее без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что Инспекция провела камеральную проверку декларации по транспортному налогу за 2004 год, представленной ОАО "РЖД" по месту нахождения Дирекции по ремонту пути "Путьрем" Путевая машинная станция N 88 - структурного подразделения Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - Структурное подразделение).
В ходе проверки Инспекция установила неуплату Обществом по месту нахождения Структурного подразделения 26 596 руб. авансовых платежей по транспортному налогу за 2004 год, в связи с чем решением от 04.04.2005 N 12-55 доначислила ОАО "РЖД" указанную сумму налога за 2004 год и начислила ему 879 руб. пеней. Этим же решение ОАО "РЖД" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 5 319 руб. налоговых санкций.
На территории Ленинградской области транспортный налог введен с 01.01.2003 Законом N 51-ОЗ. Данным Законом определены ставки транспортного налога, его плательщики, порядок и сроки уплаты налога. Согласно пункту 1 статьи 2 этого Закона налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении отчетных периодов (первый квартал, первое полугодие, девять месяцев календарного года), не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, уплачивают авансовые платежи в размере одной четвертой части годовой суммы налога по транспортным средствам, зарегистрированным по состоянию на 1 января начала налогового периода, самостоятельно осуществляя расчет налоговых платежей, форма которого соответствует налоговой декларации, утвержденной Министерством по налогам и сборам Российской Федерации.
Суммы авансовых платежей засчитываются в счет уплаты годового налога.
По итогам налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, осуществляют расчет суммы налога с учетом периода владения транспортными средствами, и не позднее 20 января года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляют налоговую декларацию, утвержденную Министерством по налогам и сборам Российской Федерации, и уплачивают налог за соответствующий налоговый период.
Таким образом, Общество было обязано уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу по итогам отчетного периода и сумму этого налога по итогам налогового периода.
Согласно статье 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Судами установлено и материалами дела, что ОАО "РЖД" занизило сумму авансовых платежей за 2004 год, подлежащую уплате по месту нахождения Структурного подразделения, в связи с чем налоговый орган в соответствии со статьей 75 НК РФ начислили ему пени. В ходе судебного разбирательства при новом рассмотрении дела Общество не оспаривает неуплату им 26 596 руб. авансовых платежей по транспортному налогу за 2004 год по месту нахождения Структурного подразделения.
Вместе с тем главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности статьей 360 НК РФ, до 01.01.2006 не были предусмотрены отчетные периоды и на налогоплательщиков не возлагались обязанности по уплате авансовых платежей и представлению расчетов (деклараций) по авансовым платежам по транспортному налогу.
Статьей 34.2 НК РФ Министерству финансов Российской Федерации предоставлено право давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, обязательные для налогоплательщиков и налоговых органов.
В этой связи в письмах Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации от 13.05.2005 N 03-06-04-04/23, от 13.02.2006 N 03-06-04-02/02, от 02.06.2006 N 03-06-02-02/73, доведенных до налоговых органов Федеральной налоговой службой для сведения и использования в работе, разъяснено, что до внесения в главу 28 Налогового кодекса Российской Федерации изменений, предусматривающих отчетные периоды и авансовые платежи по транспортному налогу, в субъектах Российской Федерации, где уплата авансовых платежей по названному налогу предусмотрена законами субъектов Российской Федерации, у налоговых органов отсутствовали правовые основания для начисления и взыскания с налогоплательщиков пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу. Указанные разъяснения основаны на правоприменительной практике (пункт 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 11.05.2005 N 32пвО4) и соответствуют позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 29.03.2006 N 33-Г06-4, от 01.02.2006 N 59-Г05-26.
В данном случае Инспекцией не применены письменные разъяснения Министерства финансов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах следует признать обоснованным вывод судов о неправомерном начислении Обществу 879 руб. пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу за 2004 год.
Решением Инспекции от 04.04.2005 N 12-55 ОАО "РЖД" привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ.
Указанной нормой предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий.
Факт неуплаты Обществом авансовых платежей по транспортному налогу подтверждается материалами дела и признается заявителем.
Однако, как правильно указали суды, сама по себе неуплата налога в установленный законом срок при отсутствии занижения налогооблагаемой базы вследствие неправомерных действий налогоплательщика не образует состава налогового правонарушения и не влечет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 122 НК РФ, поскольку основным квалифицирующим признаком правонарушения данная норма называет занижение налогооблагаемой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату налога.
Из составленного сторонами и проверенного судами акта сверки расчетов следует, что Общество и Инспекция не имеют расхождений по размеру базы по транспортному налогу, исчисленной ОАО "РЖД" за 2004 год. В данном случае налогоплательщиком неправильно применена ставка налога.
Таким образом, оснований для привлечения ОАО "РЖД" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, не имеется, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали недействительным решение налогового органа от 04.04.2005 N 12-55 в части привлечения заявителя к налоговой ответственности в виде взыскания 5 319 руб. налоговых санкций.
Кассационная инстанция считает, что судами полно и всесторонне оценены все представленные по делу доказательства и исследованы все обстоятельства дела
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2007 по делу N А56-28040/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 июля 2007 г. N А56-28040/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника