Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 июля 2007 г. N А56-31863/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 января 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Бухарцева С.Н. и Мунтян Л.Б., при участии от закрытого акционерного общества "АКЦЕПТ плюс" Афанасенко Н.И. (доверенность от 26.01.06), от Санкт-Петербургской таможни Гродина М.И. (доверенность от 28.12.06 N 06-21/18779),
рассмотрев 19.07.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.07 (судья Глазков Е.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.07 (судьи Семенова А.Б., Гафиатуллина Т.С., Фокина Е.А.) по делу N А56-31863/2006,
установил:
Закрытое акционерное общество "АКЦЕПТ плюс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Санкт-Петербургской таможни (далее - Таможня), изложенного в письме от 11.07.06 N 27-39/9947, и об обязании таможенного органа возвратить заявителю 366 592,5 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), излишне уплаченного при ввозе товаров по грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) N 10210080/160506/0010476, N 10210080/060606/0012619 и N 10210080/200606/0013978.
Решением от 24.01.07 суд удовлетворил заявленные требования, признав право Общества на возврат оспариваемых сумм НДС, излишне уплаченных при ввозе товаров, не подлежащих налогообложению.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 11.04.07 оставил решение суда без изменения, отклонив доводы жалобы таможенного органа.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявления. По мнению таможенного органа, у Общества отсутствуют основания для признания ввезенных товаров подлежащими включению в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.02 N 19 (далее - Перечень). Податель жалобы считает, что спорные товары являются изделиями медицинского назначения, поскольку не требуют технического обслуживания, а представленные Обществом регистрационные удостоверения Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав РФ) выданы со сроком действия 5 лет.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить ее без удовлетворения.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Таможни, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела Общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации по ГТД N 10210080/160506/0010476 катетеры внутривенные с крышками и инъекционными портами; по ГТД N 10210080/060606/0012619 иглы пункционные для анестезии и гемодиализа, а по ГТД N 10210080/200606/0013978 устройства полимерные для внутривенных вливаний инфузионных растворов и кровезаменителей с инъекционным узлом, одноразовая система переливания крови (листы дела 12-16). При ввозе указанных товаров заявитель уплатил НДС по ставке 10% в суммах 77 840,81 руб., 183 238,97 руб. и 105 512,72 руб. соответственно.
Полагая, что ввезенные товары не подлежат обложению НДС, Общество 5 и 27 июня 2006 года обратилось в таможенный орган с заявлениями о возврате 366 592,5 руб. налога, излишне уплаченного при таможенном оформлении товаров.
В ответ на эти заявления Таможня в письме от 11.07.06 N 27-39/9947 подтвердила правомерность применения ставки НДС в размере 10%, установленном пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Данный вывод обоснован тем, что регистрационные удостоверения Минздрава РФ на товары, ввезенные по указанным ГТД, со сроком действия 5 лет, что и подтверждает, по мнению Таможни, регистрацию их как изделий медицинского назначения.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суды обеих инстанций установили, что ввезенные товары относятся к медицинской технике, в связи с чем их ввоз не подлежит обложению НДС, а излишне уплаченная при таможенном оформлении сумма налога подлежит возврату заявителю.
Кассационная коллегия не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ не подлежит обложению НДС ввоз на таможенную территорию Российской Федерации важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Согласно же подпункту 4 пункта 2 и пункту 5 статьи 164 НК РФ при ввозе изделий медицинского назначения применяется налоговая ставка 10%. При этом коды видов продукции, указанных в пункте 2 названной статьи, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 (далее - ОК 005-93) катетеры (код 943630) относятся к группе 943600 "Инструменты зондирующие, бужирующие", а иглы - к группе 943200 "Инструменты колющие".
Инструменты зондирующие, бужирующие и колющие включены в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
Из примечания 1 к Перечню следует, что к перечисленной в нем медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом РФ порядке. Действительно, в силу пункта 2.10 Инструкции об организации и порядке проведения государственной регистрации изделий медицинского назначения и медицинской техники зарубежного производства в Российской Федерации, утвержденной приказом Минздрава РФ от 29.06.2000 N 237, срок действия регистрационных удостоверений для изделий медицинского назначения составляет 5 лет, а для медицинской техники - 10 лет. При этом к изделиям медицинского назначения отнесены медицинские изделия из стекла, полимерных, резиновых, текстильных и иных материалов, наборы реагентов и контрольные материалы для них, другие расходные средства и изделия, в основном однократного применения, не требующие технического обслуживания при использовании, а к медицинской технике - медицинские приборы, аппараты, инструменты, устройства, комплекты, комплексы, системы с программными средствами, медицинское оборудование, приспособления, эксплуатация которых, как правило, предусматривает проведение их периодического технического обслуживания.
Согласно материалам дела регистрационные удостоверения на ввезенные Обществом товары выданы Минздравом РФ со сроком действия 5 лет как на изделия медицинского назначения. Однако Перечень, ориентированный на коды продукции по ОК 005-93, в целях обложения НДС имеет большую юридическую силу, чем нормативный правовой акт Минздрава РФ, иным образом определяющий изделия медицинского назначения и медицинскую технику, так как именно к Перечню отсылают положения подпункта 1 пункта 2 статьи 149 и пункта 2 статьи 164 НК РФ.
При таких обстоятельствах следует признать неправомерным отказ Таможни возвратить заявителю 366 592,5 руб. НДС, излишне уплаченного при таможенном оформлении товаров, которые не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.
Учитывая изложенное, кассационная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы Таможни, доводы которой не основаны на нормах налогового законодательства, а принятые по делу судебные акты считает законными.
Руководствуясь статьями 102, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.07 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.07 по делу N А56-31863/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.
Взыскать с Санкт-Петербургской таможни в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
Л.Б. Мунтян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 июля 2007 г. N А56-31863/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника