Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 июля 2007 г. N А56-52460/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 мая 2007 г.
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 марта 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Блиновой Л.В., Никитушкиной Л.П.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу Поликанова А.А. (доверенность от 25.11.06 N 01/41504), от Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) им. Н.А. Римского-Корсакова" Степановой Е.В. (доверенность от 05.03.07),
рассмотрев 19.07.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.07 по делу N А56-52460/2006 (судья Галкина Т.В.),
установил:
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) им. Н.А. Римского-Корсакова" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 18.12.06 N 20-12/35662 в части доначисления 1838 544 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС); начисления 369 373 руб. пеней и привлечения к ответственности в виде взыскания 367 709 руб. штрафа.
Решением от 27.03.07 суд первой инстанции удовлетворил заявление.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать заявителю в удовлетворении требований. Податель жалобы ссылается на то, что в силу статьи 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ) с 01.01.04 реализация услуг по предоставлению мест в общежитиях не освобождается от обложения НДС.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Учреждения отклонил их.
Законность судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки соблюдения Учреждением законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.03 по 31.12.05 Инспекция выявила, что в отношении реализации услуг по предоставлению мест в общежитии заявителем необоснованно применен льготный режим налогообложения, предусмотренный подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), что повлекло занижение на 1 838 544 руб. НДС, подлежащего уплате в бюджет.
Решением налогового органа от 18.12.06 N 20-12/35662 Учреждению в числе прочих налогов доначислено 1 838 544 руб. НДС за 2004 - 2005 годы, начислено 369 373 руб. пеней и оно привлечено к ответственности в виде взыскания 367 709 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ.
Заявитель оспорил решение Инспекции в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, указав на то, что Учреждение в 2004 - 2005 годах правомерно руководствовалось положениями подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в соответствии с которым не подлежит налогообложению реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
Кассационная коллегия считает вывод суда правильным.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в проверяемом периоде Учреждение оказывало услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в общежитиях, находящихся в оперативном управлении, своим студентам, аспирантам и сотрудникам.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
Согласно Федеральному закону от 05.08.2000 N 118-ФЗ подпункт 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ введен в действие с 1 января 2004 года.
До 1 января 2004 года от обложения НДС освобождалась реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по обеспечению технического и санитарного состояния в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).
Учитывая, что в Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует определение понятий "жилое помещение" и "жилищный фонд", в силу пункта 1 статьи 11 НК РФ применяются институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьями 4 и 7 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до 01.03.05), статьями 19 и 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (действующего с 01.03.05) общежития относятся к жилищному фонду.
Порядок предоставления общежитий в пользование определен статьей 109 Жилищного кодекса РСФСР и статьей 100 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Факт оказания заявителем услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в общежитии подтвержден материалами дела и Инспекцией не оспаривается.
Суд оценил имеющиеся в деле доказательства и обоснованно признал, что Учреждением выполнены условия применения льготного режима налогообложения: реализованы услуги по предоставлению в пользование жилых помещений, относящихся к жилому фонду.
Других условий применения льготы подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ не предусмотрено.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия считает правильным вывод суда об отсутствии у налогового органа правовых оснований для доначисления заявителю сумм налога, начисления пеней и привлечения его к налоговой ответственности.
Поскольку Инспекции при подаче кассационной жалобы предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, с нее в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.07 по делу N А56-52460/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 июля 2007 г. N А56-52460/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника