Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 июля 2007 г. N А05-331/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 19.07.2007.
Полный текст постановления изготовлен 20.07.2007.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Корпусовой О.А., Кузнецовой Н.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Северное речное пароходство" Дмитриева В.В. (доверенность от 12.02.2007 N 22-11/22),
рассмотрев 19.07.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.03.2007 по делу N А05-331/2007 (судья Сметанин К.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Северное речное пароходство" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - инспекция) от 23.11.2006 N14-23-8281.
Решением суда от 09.03.2007 заявление общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 09.03.2007. По мнению подателя жалобы, налоговый орган правомерно отказал обществу в ставке по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) 0 процентов по налоговой декларации за июнь 2006 года, поскольку им в этот налоговый период не был собран полный пакет документов в подтверждение обоснованности указанной льготной ставки, а 180-дневный срок для сбора документов, предусмотренный пунктом 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), на него с 01.01.2006 не распространяется. В этой связи у налогоплательщика возникла обязанность до сбора этих документов исчислить налоговую базу по НДС за июнь 2006 года по ставке 18 процентов. Поэтому инспекция считает, что она обоснованно и законно вынесла оспоренное решение о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС, доначислении налога и начислении пеней.
В отзыве на жалобу и в судебном заседании общество просило обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует судебному разбирательству без их участия.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что обществом в июне 2006 года оказаны услуги, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы Российской Федерации товаров.
Общество 20.07.2006 представило в инспекцию декларацию по НДС по ставке 0 процентов за июнь 2006 года, отразив в разделе 4 документа по строке с кодом 060 стоимость работ (услуг) в сумме 994 809 руб., к которой предполагается применение налоговой ставки 0 процентов.
По итогам проведения камеральной проверки инспекция составила сообщение от 18.10.2006 N 14-23/387к и вынесла решение от 23.11.2006 N 14-23-8281 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением налоговый орган доначислил обществу 179 066 руб. НДС, начислил 5 628 руб. 64 коп. пеней и предложил уплатить 35 813 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ. Основанием для принятия названного решения послужил вывод инспекции о том, что поскольку для лиц, осуществляющих работы (услуги), предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, с 01.01.2006 из перечня документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки по НДС 0 процентов, исключены грузовые таможенные декларации и на них не распространяется 180-дневный срок для сбора документов в подтверждение налоговой ставки 0 процентов, то в соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС для таких операций является день выполнения работ (оказания услуг). В данном случае инспекция установила, что на момент определения налоговой базы (июнь 2006 года) у налогоплательщика отсутствовали документы, подтверждающие обоснованность применения ставки по НДС 0 процентов в отношении оказанных им услуг по экспорту товаров. Поэтому налоговый орган посчитал, что НДС по этим операциям подлежит исчислению в общем порядке, то есть по ставке 18 процентов.
Общество обжаловало решение налогового органа в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление общества, суд сделал вывод о том, что освобождение перевозчиков от представления в налоговые органы таможенных деклараций не ограничивает их право на представление документов в доказательство обоснованного применения нулевой ставки в течение 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта.
Рассмотрев материалы дела, кассационная инстанция установила следующее.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ при реализации работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок, перевозке и транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемых российскими организациями, и иных подобных работ (услуг) обложение НДС производится по ставке 0 процентов. При этом для обоснования права на применение ставки НДС в размере 0 процентов в отношении указанных работ (услуг) налогоплательщик должен представить в налоговые органы документы, предусмотренные пунктом 4 статьи 165 НК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 165 НК РФ с 01.01.2006 в налоговые органы российскими организациями, оказывающими услуги по перевозке товаров в международном сообщении, для подтверждения правомерности применения ставки по НДС 0 процентов грузовая таможенная декларация не представляется.
В силу пункта 9 статьи 165 НК РФ документы (их копии), подтверждающие правомерность применения ставки НДС в размере 0 процентов при реализации работ (услуг), представляются в налоговые органы в срок не позднее 180 дней с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, перемещения припасов. При этом указанный порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ не представляют в налоговые органы таможенные декларации.
В соответствии с абзацем первым пункта 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным работам (услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Таким образом, абзац первый названной нормы закона содержит общий порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) в перечисленных в ней случаях, в том числе и в отношении работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Далее абзацем вторым пункта 9 статьи 167 НК РФ установлено, что в случае, если полный пакет документов, перечисленных в статье 165 НК РФ, не собран на 181-й календарный день с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ. Предусмотренный в данном случае иной порядок определения налоговой базы относится только к тем налогоплательщикам, которые в соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ должны представлять в течение 180 дней документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, в обоснование правомерности применения налоговой ставки по НДС 0 процентов в отношении экспортных операций. Данный случай не распространяется на налогоплательщиков, которые не должны представлять в налоговый орган таможенную декларацию в соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ.
С учетом изложенного следует признать противоречащим абзацу первому пункта 9 статьи 167 НК РФ вывод инспекции о том, что при непредставлении таможенной декларации в соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ в отношении операций, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, налоговая база определяется по правилам пункта 1 статьи 167 НК РФ.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, устанавливающим ставки обложения НДС операций по реализации услуг по транспортировке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, предусмотрено налогообложение таких операций по ставке 0 процентов. Поэтому при реализации услуг по транспортировке экспортируемого товара перевозчик согласно статьям 168, 169 НК РФ выставляет покупателю услуг (экспортеру) счет-фактуру с указанием надлежащей ставки НДС - 0 процентов. Из положений данной нормы вытекает, что в силу прямого указания закона налогоплательщик не вправе изменять установленную статьей 164 НК РФ ставку налога. Из этого же исходит и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указавший в постановлениях от 20.12.2005 N 9252/05 и 9263/05, от 04.04.2006 N 14227/05 и 14240/05, от 19.06.2006 N 1964/06 и от 20.06.2006 N 14555/05 и 14588/05, что уплата экспортерами перевозчику груза НДС по ставке 18 процентов при расчетах за приобретенные услуги по транспортировке товаров на экспорт не соответствует законодательству о налогах и сборах.
Таким образом, при оказании российскими организациями услуг по перевозке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров налоговая база определяется по ставке 0 процентов.
Факт оказания обществом услуг по перевозке за пределы территории Российской Федерации товаров по спорной налоговой декларации подтвержден имеющимися в деле материалами и ничем не опровергается налоговым органом.
Кассационная инстанция также отмечает, что при подаче спорной декларации налогоплательщик представил налоговому органу полный пакет документов, предусмотренных пунктом 4 статьи 165 НК РФ, что отражено инспекцией в решении от 23.11.2006 N 14-23-8281.
При таких обстоятельствах следует признать правильным вывод суда о том, что у инспекции отсутствовали законные основания для доначисления обществу НДС по операциям, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, по ставке 18 процентов, соответствующих пеней и налоговых санкций.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.03.2007 по делу N А05-331/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 июля 2007 г. N А05-331/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника