Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 июля 2007 г. N А05-2633/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Коробова К.Ю., Марьянковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу предпринимателя Шульгина Александра Германовича на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2007 по делу N А05-2633/2007 (судьи Богатырева В.А., Потеева А.В., Осокина Н.Н.),
установил:
Предприниматель Шульгин Александр Германович обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - Инспекция) от 21.02.2007 N 10-Р-07 о привлечении его к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 3 000 руб.
Решением от 21.03.2007 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.05.2007 решение отменено, в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить постановление апелляционной инстанции, а решение суда первой инстанции оставить в силе. При этом заявитель ссылается на нарушение судом норм права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам.
Привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекцией 14.02.2007 проведена проверка соблюдения правил розничной продажи спиртосодержащей продукции в принадлежащем предпринимателю Шульгину А.Г. отделе "Косметика и парфюмерия" торговой сети "Выбор" в магазине, расположенном по адресу: город Архангельск, улица Воскресенская, дом 79.
В результате проведенной проверки установлено, что разделы "Б" справок, прилагаемых к товарно-транспортной накладной на спиртосодержащую парфюмерную продукцию трех видов, не заполнены.
По материалам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 15.02.2007, а постановлением от 21.02.2007 N 10-Р-07 предприниматель привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде 3 000 руб. штрафа.
Полагая данное постановление незаконным, предприниматель оспорил его в арбитражный суд.
В силу статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации), является одним из сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, без наличия которых невозможно осуществление оборота данной продукции.
Понятие оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции сформулировано в статье 2 названного Закона: под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа данной продукции.
Таким образом, требования статьи 10.2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" распространяются и на розничную продажу спиртосодержащей продукции.
Пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, при продаже товаров предусмотрена обязанность продавца ознакомить потребителя по его требованию в том числе с товарно-сопроводительными документами.
Как следует из материалов дела, справки, прилагаемые к товарно-транспортным накладным, при проведении проверки в месте торговли предпринимателя имелись и были представлены сотрудникам Инспекции, однако правая часть раздела "Б" справок к товарно-транспортным накладным была не заполнена, что является нарушением требований, предусмотренных Правилами заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864.
Признавая постановление Инспекции о привлечении предпринимателя к административной ответственности незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что порядок заполнения раздела "Б" справок к товарно-транспортным накладным был нарушен не предпринимателем, а организацией, у которой предприниматель приобрел данную парфюмерную продукцию.
В силу пункта 5 Правил заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию при реализации продукции организация-продавец заполняет обе части раздела "Б" справки, заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.
Таким образом, обязанность по заполнению правой части раздела "Б" справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, у организации-покупателя спиртосодержащей продукции отсутствует. Вместе с тем ответственность по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ за нарушение иных (то есть не предусмотренных частями 1 и 2 названной нормы) правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции наступает не по факту ненадлежащего заполнения раздела "Б" справки к товарно-транспортной накладной, а по факту розничной продажи спиртосодержащей продукции без надлежаще заполненной справки, прилагаемой к товарно- транспортной накладной. При этом вина розничного продавца спиртосодержащей продукции заключается в непринятии всех от него зависящих мер (в том числе, как верно указал суд апелляционной инстанции, получение продукции от организации-продавца без надлежащих сопроводительных документов), направленных на недопущение нарушения требований законодательства, регламентирующих розничную продажу указанной продукции.
Кассационная инстанция отклоняет довод подателя жалобы о неприменении Правил заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию по отношению к предпринимателям, поскольку системное толкование положений указанных Правил и статей 2, 10.2, 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" позволяет сделать вывод о том, что установленные данными нормативно-правовыми актами правила оборота спиртосодержащей продукции распространяют свое действие на отношения участниками которых являются как юридические лица, так и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по розничной продаже спиртосодержащей продукции.
Кассационная инстанция также отклонят довод кассационной жалобы об отсутствии у Инспекции полномочий по проведению проверки законности осуществления оборота спиртосодержащей продукции.
Статья 23 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" устанавливает, что государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в пределах компетенции налоговых органов.
Пунктом 6.6 данного Положения предусмотрено, что Федеральная налоговая служба, реализуя полномочия в установленной сфере деятельности, имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
Таким образом, проверка принадлежащего предпринимателю торгового отдела магазина проведена Инспекцией в пределах ее компетенции.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правильным вывод суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований и, не усматривая при принятии обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2007 по делу N А05-2633/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу предпринимателя Шульгина Александра Германовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Н.В. Марьянкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 июля 2007 г. N А05-2633/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника