Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Батялова В.А, судей
Рогачёвой Ю.А, Буруновой С.В, при секретаре
Защитниковой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СервисТехСити" о признании решения Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости незаконным в части и об установлении даты обращения с заявлением, по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" на решение Нижегородского областного суда от 26 августа 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А, объяснения представителя административного истца Алькиной М.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Общество с ограниченной ответственностью "СервисТехСити" (далее по тексту ООО "СервисТехСити", общество) обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решение Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости от 04.02.2022 N N в части установления даты поступления заявления - 20.01.2022 (пункт 1.3 решения об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости от 04.02.2022 N N). Также просило установить дату обращения ООО "СервисТехСити" с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: "данные изъяты", вид разрешенного использования: "данные изъяты"", общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", - 27.12.2021.
В обоснование заявленных требований, указало, что 24 декабря 2021 года ООО "СервисТехСити" обратилось в Государственное бюджетное учреждение "Кадастровая оценка" с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной земельного участка с кадастровым номером N. Уведомлением административного ответчика N N от 29.12.2021 общество было извещено о возвращении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости без рассмотрения, с которым не было согласно, в связи с чем 20 января 2022 года направило в ГБУ НО "Кадастровая оценка" письмо о несогласии, где просило рассмотреть заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости от 24.12.2021, поступившее в ГБУ НО "Кадастровая оценка" 27.12.2021, в установленном законом порядке путем электронного документооборота. Решением Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" от 04.02.2022 N N была установлена кадастровая стоимость: земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости, равной 19 329 000 рублей, по состоянию на 22.12.2021. Согласно п.1.3 решения от 04.02.2022 N N, в качестве даты поступления заявления, была указана дата - 20.01.2022.
Административный истец полагал, установление ГБУ НО "Кадастровая оценка" даты поступления заявления 20.01.2022 вместо 27.12.2021, влечет необоснованное увеличение платежей за фактическое использование земельного участка с кадастровым номером N в 2021 году, что нарушает его права.
По мнению административного истца, вышеуказанное решение ГБУ НО "Кадастровая оценка в оспариваемой части является незаконным и необоснованным.
Решением Нижегородского областного суда от 26 августа 2022 года административное исковое заявление ООО "СервисТехСити" удовлетворено. Признано незаконным решение Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости от 04.02.2022 N N в части установления даты поступления заявления (пункт решения 1.3) - 20.01.2022. Установлена дата обращения ООО "СервисТехСити" с заявлением об установлений кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: "данные изъяты", вид разрешенного использования: "данные изъяты"", общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" - 27 декабря 2021 года.
В апелляционной жалобе административный ответчик Государственное бюджетное учреждение Нижегородской области "Кадастровая оценка" просит решение Нижегородского областного суда от 26 августа 2022 года отменить, принять по делу новое решение об отказе ООО "СервисТехСити" в удовлетворении исковых требований.
В обосновании доводов жалобы указано, что ООО "СервисТехСити" 20 января 2022 года повторно обратилось в Государственное бюджетное учреждение "Кадастровая оценка" с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной земельного участка с кадастровым номером N, поскольку только на основании приложенных к заявлению от 20 января 2022 года документов была установлена связь между административным истцом и указанным земельным участком. Полагает, что административным истцом с заявлением, поданным ранее мог быть приложен договор купли - продажи земельного участка, как правоустанавливающий документ.
Административный ответчик полагает, на основании положений частей 1, 5, 6, пункта 1 части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ, пункта 10 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке", утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 20.05.2015 N299, статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (ред. от 14.07.2022) ГБУ правомерно возвратило 29.12.2021 года заявление административному истцу, как лицу, не подтвердившему, что его право и обязанности затронуты кадастровой стоимостью, а при принятии решения от 04.02.2022 года правомерно указало дату обращения с заявлением - 20.01.2022. Полагает, на дату первичного обращения в ГБУ кадастровая стоимость земельного участка никоим образом не затрагивала права административного истца.
По доводам апелляционной жалобы административным истцом представлены письменные возражения.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца Алькина М.В. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учётом положений части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.8 и 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке (далее - Закон N 237-ФЗ).
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и Законом N 237-ФЗ, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 31 июля 2020 года N269-ФЗ).
Федеральным законом N269-ФЗ в Закон N 237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ и постановлением Правительства Нижегородской области от 8 октября 2020 года N837 установлена дата перехода к применению на территории Нижегородской области положений статьи 22.1 Закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года.
Из указанного следует, что с 1 января 2021 года на основании пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ в Нижегородской области применяются положения статьи 22.1 Закона N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, и не применяются положения статьи 22 Закона N 237-ФЗ, в связи с чем, с 1 января 2021 года на территории Нижегородской области вопросы об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости разрешаются бюджетным учреждением - Государственным бюджетным учреждением Нижегородской области "Кадастровая оценка" в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Закон N 237-ФЗ.
Исходя из положений части 1 статьи 245 КАС РФ, статьи 22.1 Закона N 237-ФЗ с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N269-ФЗ, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Порядок и основания установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости определен статьей 22.1 Закона N 237-ФЗ, согласно которой: кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц (п.1). Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - заявление об установлении рыночной стоимости) может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета (п.2). Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (п.7).
Бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости: 1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости; 2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости) (п.11). В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения (п.12). Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (п.15).
Законом Нижегородской области от 27 ноября 2003 года N 109-З "О налоге на имущество организаций" на территории Нижегородской области введен налог на имущество организаций, а статьей 11 закона установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 11 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года N 109-З "О налоге на имущество организаций" налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и здания в них; нежилые здания, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21 октября 2020 года N326-13-566703/20, утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года.
Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Нижегородской области, определенные по состоянию на 1 января 2020 года и внесенные в ЕГРН, применяются с 1 января 2021 года.
В целях реализации Закона N 237-ФЗ, Правительством Нижегородской области принято распоряжение от 23 марта 2018 года N253-р "О создании государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка".
Основной целью деятельности учреждения является реализация полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости, в соответствии с Законом N 237-ФЗ.
Функции и полномочия учредителя ГБУ НО "Кадастровая оценка" осуществляет министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 10 сентября 2018 года NСл-326-2766/18 утвержден устав и назначен директор государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка".
Согласно Уставу государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка", основной целью деятельности учреждения является реализация полномочий, в сфере государственной кадастровой оценки, в соответствии с Законом N 237-ФЗ (п.2.1). Предметом деятельности Учреждения является оказание услуг (выполнение работ) непосредственно направленных на достижение уставных целей Учреждения (п.2.3).
В соответствии с пунктом 2.4 Устава, для достижения цели, указанной в пункте 2.1. Устава, Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:
определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки;
определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки;
предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости;
рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
хранение и предоставление копий отчетов, документов, информации и материалов, исходных и формируемых в ходе определения кадастровой стоимости;
сбор, обработка, систематизация и накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе о данных рынка недвижимости, а также информации, использованной при проведении государственной кадастровой оценки и формируемой в результате ее проведения;
иные полномочия в соответствии с законодательством о государственной кадастровой оценке;
деятельность в соответствии с перечнем услуг (работ), оказываемых Учреждением по государственному заданию.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "СервисТехСити" является собственником объектов недвижимости: нежилого здания с кадастровым номером N, наименование и назначение: " "данные изъяты"", общей площадью "данные изъяты" кв.м.; нежилого здания с кадастровым номером N назначение: " "данные изъяты" наименование " "данные изъяты"", общей площадью "данные изъяты" кв.м. (здание состоит из двух помещений: помещения П1 с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, и помещения П2 с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м.), которые расположены на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель: " "данные изъяты", вид разрешенного использования " "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: "адрес"
В силу ст.39.20 Земельного Кодекса РФ, ООО "СервисТехСити" обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером N, государственная собственность на который не разграничена.
14 декабря 2021 года между ООО "СервисТехСити" и Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области был заключен договор купли-продажи земельного участка N N, на основании которого в собственность ООО "СервисТехСити" был передан земельный участок с кадастровым номером N.
24 декабря 2021 года ООО "СервисТехСити" обратилось в Государственное бюджетное учреждение "Кадастровая оценка" с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной земельного участка с кадастровым номером N. Заявление поступило в ГБУ 27.12.2021.
14 января 2022 года, посредством электронной почты ООО "СервисТехСити" было получено уведомление N N от 29.12.2021 о возвращении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости без рассмотрения.
В качестве обоснования возвращения данного заявления Государственное бюджетное учреждение Нижегородской области "Кадастровая оценка" (далее по тексту - ГБУ НО "Кадастровая оценка") указало, что к заявлению не приложены документы, подтверждающие права ООО "СервисТехСити" на заявленный объект недвижимости.
Административный истец не согласившись с возвратом заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, 20 января 2022 года направил в ГБУ НО "Кадастровая оценка" письмо, в котором заявил о своем несогласии и просил рассмотреть заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости от 24.12.2021, поступившее в ГБУ НО "Кадастровая оценка" 27.12.2021, в установленном законом порядке путем электронного документооборота.
Решением Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" от 04.02.2022 N N была установлена кадастровая стоимость: земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости, равной 19 329 000 рублей, по состоянию на 22.12.2021. Однако в п.1.3 решения от 04.02.2022 N N, в качестве даты поступления заявления, была указана дата - 20.01.2022.
Проанализировав положения федерального и регионального законодательства, регулирующего спорные правоотношения, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что возвращение заявления ООО "СервисТехСити" об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной земельного участка с кадастровым номером N, ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка", не было основано на действующем законодательстве в области установления кадастровой оценки объектов недвижимости, поскольку судом не установлено наличия ни одного основания для возвращения заявления ООО "СервисТехСити", а дата поступления заявления административного истца, указанная в решении от 04.02.2022 N N - 20.01.2022, является недостоверной, поскольку в ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" заявление об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка было подано ООО "СервисТехСити" изначально 27 декабря 2021 года, с приложенным пакетом документов, которое было незаконно возвращено заявителю. Затем, на основании этого же пакета документов была установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере, установленном отчетом об оценке N N от 23.12.2021, который также изначально подавался административным истцом.
Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они являются правильными, соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении закона, регулирующего спорные правоотношения.
Как следует из части 1 статьи 24 Закона N 237-ФЗ, к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного Закона с 1 января 2017 г. до 1 января 2023 г.
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Законом N 237-ФЗ или Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 24 Закона N 237-ФЗ).
Согласно статье 22 Закона N 237-ФЗ, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (ч.1).
Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета в бюджетное учреждение или многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая портал государственных и муниципальных услуг. Форма заявления об установлении рыночной стоимости и требования к его заполнению, а также требования к формату такого заявления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
Датой поступления заявления об установлении рыночной стоимости считается день его представления в бюджетное учреждение или многофункциональный центр, либо день, указанный на оттиске календарного почтового штемпеля уведомления о вручении (в случае его направления регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении), либо день его подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая портал государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, срок подачи заявления оговорен в части 3-7 статьи 22 Закона N 237-ФЗ.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ и постановлением Правительства Нижегородской области от 08 октября 2020 года N837 установлена дата перехода к применению на территории Нижегородской области положений статьи 22.1 Закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 01 января 2021 года.
Из указанного следует, с 01 января 2021 года на основании пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ в Нижегородской области применяются положения статьи 22.1 Закона N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, и не применяются положения статьи 22 Закона N 237-ФЗ, в связи с чем, с 01 января 2021 года на территории Нижегородской области вопросы об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости разрешаются бюджетным учреждением - Государственным бюджетным учреждением Нижегородской области "Кадастровая оценка" в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Закона N 237-ФЗ.
К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя. Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости должен содержать выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, рыночная стоимость которого устанавливается в указанном отчете.
Частью 8 статьи 22.1 Закона N 237-ФЗ установлено, что заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения в случае:
1) если такое заявление подано без приложения соответствующего требованиям настоящей статьи отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;
2) если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;
3) если к такому заявлению приложен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный лицом, являющимся на дату составления отчета или на день поступления заявления об установлении рыночной стоимости работником бюджетного учреждения, в которое такое заявление подано.
Бюджетное учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления об установлении рыночной стоимости направляет заявителю уведомление о поступлении указанного заявления и принятии его к рассмотрению. Форма уведомления о поступлении заявления об установлении рыночной стоимости и принятии его к рассмотрению, требования к его заполнению, а также требования к формату такого уведомления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
Заявление об установлении рыночной стоимости подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его поступления.
Бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:
- об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;
- об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).
В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения.
Формы решения об установлении рыночной стоимости, решения об отказе в установлении рыночной стоимости и требования к их заполнению, а также требования к формату таких решений и представляемых с ними документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости бюджетное учреждение направляет в орган регистрации прав копию указанного решения, а также отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, представленный с соответствующим заявлением.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N затронула права ООО "СервисТехСити", следовательно, общество имело законные основания обратиться в Государственное бюджетное учреждение Нижегородской области "Кадастровая оценка" с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, в размере его рыночной стоимости, в соответствии с ч.1 ст.22.1 Закона N 237-ФЗ.
24 декабря 2021 года ООО "СервисТехСити", до момента государственной регистрации настоящего договора, с учетом положений п.6.1 Договора купли-продажи земельного участка, обратилось в Государственное бюджетное учреждение "Кадастровая оценка" с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной земельного участка с кадастровым номером N
14 января 2022 года, посредством электронной почты ООО "СервисТехСити" было получено уведомление N N от 29.12.2021 от ГБУ НО "Кадастровая оценка" о возвращении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости без рассмотрения.
В качестве обоснования возвращения данного заявления Государственное бюджетное учреждение Нижегородской области "Кадастровая оценка" указало, что к заявлению не приложены документы, подтверждающие права ООО "СервисТехСити" на заявленный объект недвижимости.
Однако пункт 2 части 8 статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке содержит ограниченный перечень случаев, когда заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения, а именно:
1) если такое заявление подано без приложения соответствующего требованиям настоящей статьи отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;
2) если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;
3) если к такому заявлению приложен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный лицом, являющимся на дату составления отчета или на день поступления заявления об установлении рыночной стоимости работником бюджетного учреждения, в которое такое заявление подано.
Таким образом, положения указанной статьи содержат закрытый перечень оснований для возврата заявления без рассмотрения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что возвращение заявления ООО "СервисТехСити" об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной земельного участка с кадастровым номером N не было основано на действующем законодательстве в области установления кадастровой оценки объектов недвижимости, поскольку не установлено наличия ни одного основания для возвращения заявления ООО "СервисТехСити".
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Кроме того, частью 9 статьи 22 Закона N 237-ФЗ установлено, что к заявлению об оспаривании прилагаются:
1) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
2) копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление об оспаривании подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
3) отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.
Указанный пакет документов был предоставлен ООО "СервисТехСити" в полном объеме, за исключением правоустанавливающего документа.
Судом верно установлено, что повторно заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной земельного участка с кадастровым номером N административным истцом не подавалось, заявление и приложенные к нему документы имелись в распоряжении административного ответчика, поскольку поступили по электронной почте. Соответственно к заявлению ООО "СервисТехСити" с требованием рассмотреть заявление от 24.12.2021 никаких документов дополнительно приложено не было. Указанное обстоятельство подтвердила в судебном заседании представитель Общества Алькина М.В, не оспаривал это в судебном заседании и представитель административного ответчика.
Решением Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" от 04.02.2022 N N была установлена кадастровая стоимость: земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости, равной 19 329 000 рублей, по состоянию на 22.12.2021.
Однако в п.1.3 решения от 04.02.2022 N N в качестве даты поступления заявления, была указана дата - 20.01.2022.
На основании анализа вышеизложенных обстоятельств, подтвержденных материалами дела, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что дата поступления заявления административного истца, указанная в решении от 04.02.2022 N N - 20.01.2022, является недостоверной, поскольку ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" заявление об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка, подано ООО "СервисТехСити" изначально 27 декабря 2021 года, заявление с приложенным пакетом документов было незаконно возвращено заявителю, а затем, на основании этого же пакета документов была установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере, установленном Отчетом об оценке N N от 23.12.2021, который также изначально подавался административным истцом.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что возвращение Государственным бюджетным учреждением Нижегородской области "Кадастровая оценка" заявления Общества с ограниченной ответственностью "СервисТехСити" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости без рассмотрения, не было основано на действующем законодательстве, то есть является незаконным; соответственно, решение Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости от 04.02.2022 N N в части установления даты поступления заявления - 20 января 2022 года, также признается незаконным, поскольку датой подачи указанного заявления необходимо считать 27 декабря 2021 года, в день его первоначальной подачи, и руководствуясь приведенными выше положениями нормативных правовых актов, приходит к выводу о том, что требования административного истца, подлежат удовлетворению.
Суд первой инстанции, оценивая выписку из Единого государственного реестра недвижимости N N от 20.12.2021, представленную ООО "СервисТехСити" в ГБУ НО "Кадастровая оценка" при подаче заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости (на которую ссылается в отзыве административный ответчик) и также представленной в материалах данного дела (л.д.22-26), указал, что она не могла содержать сведений о зарегистрированных правах ООО "СервисТехСити" на спорный земельный участок, поскольку Договор купли-продажи земельного участка с административным ответчиком заключен 14.12.2021, земельный участок передан Актом приема-передачи 10.01.2022, следовательно, уполномоченным на то органом сведения о собственнике указанного объекта недвижимости на момент формирования выписки, не были внесены, а Договор купли-продажи не прошел государственную регистрацию.
Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они являются правильными, соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении закона, регулирующего спорные правоотношения.
В апелляционной жалобе административный ответчик указал, что ООО "СервисТехСити" 20 января 2022 года повторно обратилось в Государственное бюджетное учреждение "Кадастровая оценка" с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной земельного участка с кадастровым номером N, поскольку только на основании приложенных к заявлению от 20 января 2022 года документов была установлена связь между административным истцом и указанным земельным участком. Полагает, что административным истцом с заявлением, поданным ранее мог быть приложен договор купли - продажи земельного участка, как правоустанавливающий документ.
Судебная коллегия с данным доводом апелляционной жалобы административного ответчика согласиться не может в силу следующего.
В соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии частью 5 статьи 22.1 Закон N 237-ФЗ к заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя.
Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, должен содержать выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, рыночная стоимость которого устанавливается в указанном отчете (часть 6 статьи 22.1 Закон N 237-ФЗ).
К заявлению ООО "СервисТехСити" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости от 24.12.2021 заявителем были приложены: отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 23.12.2021 N N в форме электронного документа, содержащий выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, рыночная стоимость которого устанавливается в указанном отчете; выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером N; доверенность представителя ООО "СервисТехСити" б/н от 20.04.2021.
Таким образом, при подаче заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости от 24.12.2021 ООО "СервисТехСити" были приложены все документы, предоставление которых является необходимым в соответствии с требованиями Федерального закона от 03.07.2016 Закон N 237-ФЗ.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции вопреки доводам апелляционной жалобы полагает, что повторно заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной земельного участка с кадастровым номером 52:18:0060210:8578 административным истцом не подавалось, заявление и приложенные к нему документы имелись в распоряжении административного ответчика, поскольку поступили по электронной почте, общество лишь выражало несогласие с возвращением заявления, направленного 24.12.2021, и просило рассмотреть данное заявление в установленном законом порядке.
В апелляционной жалобе административный ответчик указывает, что административный истец мог предоставить договор купли-продажи земельного участка, как правоустанавливающий документ.
Судебная коллегия по административным делам считает данный довод апелляционной жалобы необоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 551 Гражданского кодекса РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Регистрация перехода права собственности по договору купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N N N от 14.12.2021 произведена 18.01.2022. Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости от 24.12.2021.
Данное обстоятельство подтверждает, что на момент 24.12.2021 общество не имело возможности предоставить сведения, которые стали основанием для возвращения поданного обращения об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, так как право собственности заявителя на земельный участок еще не возникло. Общество обратилось к административному ответчику как лицо, имеющее исключительное право выкупа земельного участка и не могло подтвердить свое право собственности на спорный земельный участок.
Согласно части 1 статьи 22.1 Закона N 237-ФЗ, кадастровая стоимость объектов недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц.
Перечень документов, которые заявитель должен приложить к заявлению об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, определен частями 5, 6 статьи 22.1 Закона N 237-ФЗ. Данный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
Отчет об оценке от 23.12.2021 N N, представленный административным истцом содержит выписку из Единого государственного реестра недвижимости от 20.12.2021 N N, включающую сведения о характеристиках земельного участка с кадастровым номером N. То обстоятельство, что в указанной выписке из ЕГРН не указан субъект права собственности на объект недвижимости, никоим образом не влияет на величину итоговой рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N, а также на соответствие отчета об оценке от 23.12.2021 N N законодательству об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки. Соответствие отчета об оценке от 23.12.2021 N N законодательству об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки установлено самим ГБУ НО "Кадастровая оценка" при принятии решения об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости от 04.02.2022 N N, в котором кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в указанном отчете об оценке.
Судебная коллегия не соглашается с доводом апелляционной жалобы о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N не затрагивала права административного истца на дату обращения в ГБУ 27.12.2021, поскольку общество является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером N и обладает исключительным правом выкупа земельного участка в силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, о намерении свидетельствуют действия по оформлению договора купли-продажи. А размер платы за фактическое использование земельного участка с кадастровым номером N зависит от размера кадастровой стоимости земельного участка.
По мнению судебной коллегии, суд правильно определилимеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и на основании надлежащей правовой оценки добытых в ходе судебного разбирательства доказательств, постановилрешение по делу. Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
В целом доводы апелляционной жалобы Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" повторяют позицию, изложенную административным ответчиком при рассмотрении дела, которые были предметом исследования в суде первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права и не содержат оснований для отмены или изменения решения суда.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Нижегородского областного суда от 26 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 23 декабря 2022 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.