Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Батялова В.А, судей Буруновой С.В, Рогачёвой Ю.А, при секретаре З.А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело общества с ограниченной ответственностью "Регион-Металл" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, по апелляционным жалобам Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 20 сентября 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогачёвой Ю.А, судебная коллегия
определила:
ООО "Регион-Металл", являясь собственником земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
В обоснование заявленных требований указало, что определённая ответчиком кадастровая стоимость спорных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N, N, чем нарушаются его права, поскольку возлагает обязанность уплаты земельного налога в большем размере.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 20 сентября 2022 года административное исковое заявление ООО "Регион-Металл" удовлетворено, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты" установлена равной их рыночной стоимости по состоянию на 12 августа 2013 года в размере 2 987 133 рубля, 8 747 843 рубля соответственно.
Период действия кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" установлен с 12 августа 2013 года до 24 декабря 2013 года.
С ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу "данные изъяты" взысканы расходы по проведению судебной экспертизы - 72 727, 20 рублей.
Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене данного решения, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы указывается на несоответствие заключения эксперта, положенного в основу решения суда, требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
По мнению Министерства в экспертном заключении допущены нарушения методологии оценочной деятельности: некорректно проанализирован сегмент рынка, некорректно подобраны аналоги, не обоснованы значения применяемых корректировок и применимость их к рынку земли Республики Татарстан.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан также подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда в части взыскания с Учреждения судебных расходов, со ссылкой на то, что ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" не утверждало результаты государственной кадастровой оценки спорного земельного участка.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом положений части 1 статьи 308 КАС РФ.
Оценив собранные по делу доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из положений части 1 статьи 245, части 1 статьи 248 КАС РФ, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как установлено пунктом 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Из материалов дела следует, что ООО "Регион-Металл" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", поставленных на государственный кадастровый учет 12 августа 2013 года, расположенных по адресу: "адрес" в связи чем является надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения его кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" определена в размере 9 162 700 рублей по состоянию на 12 августа 2013 года филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан с применением значения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г. Казань".
Архивная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" (с видом разрешенного использования "для размещения производственных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов") первоначально определена по состоянию на 12 августа 2013 года органом государственного кадастрового учета на основе пункта 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменений категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222, исходя из удельного показателя, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102, в размере 44 880 912, 60 рублей.
Не согласившись с величиной кадастровой стоимости земельных участков, ООО "Регион-Металл", обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости, которые отклонены решениями комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N, N.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", административный истец представил в суд отчет об оценке "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N, N, в которых их рыночная стоимость, определенная по состоянию на 12 августа 2013 года, составляет 1 900 000 рублей, 5 110 000 рублей соответственно.
В ходе рассмотрения дела была проведена судебная экспертиза, по результатам которой экспертом "данные изъяты" представлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ N, содержащее вывод об итоговой величине рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 12 августа 2013 года в размере 2 987 133 рубля, 8 747 843 рубля соответственно.
Удовлетворяя требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 12 августа 2013 года в размере 2 987 133 рублей, 8 747 843 рубля соответственно, суд первой инстанции исходил из того, что заключение проведенной по делу экспертизы составлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, выводы эксперта сделаны на основе его профессиональных знаний, с учетом представленных документов об объектах оценки и доступных сведений об объектах-аналогах. В связи с этим данное заключение эксперта может быть положено в основу решения.
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на законе.
Оценив заключение эксперта "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N по правилам статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что данное заключение составлено с соблюдением требований Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, в части, применяемой к спорным правоотношениям, является ясным, полным и непротиворечивым, какие-либо сомнения в его обоснованности отсутствуют.
Заключение содержит подробное описание объектов оценки, анализ рынка объектов оценки, основных ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость, описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода (подходов) к оценке.
Доводам Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан относительно некорректности анализа сегмента рынка с подбором недостаточного количества аналогов дана надлежащая оценка судом первой инстанции. Так, экспертом подобраны 3 объекта-аналога в соответствующем диапазоне стоимости за 1 квадратный метр, что не нарушает нормы федерального законодательства.
Корректировки к объектам - аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обоснованно, а также подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы, расчеты не содержат математических, методических и арифметических ошибок и являются правильными.
При определении рыночной стоимости объекта оценки экспертом были применены корректировки на дату предложения, на торг, на расположение относительно автомагистралей, на площадь, на наличие железнодорожных путей.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, отсутствие у объектов-аналогов кадастровых номеров не свидетельствует о недостоверности определения рыночной стоимости объектов оценки, поскольку при оценке на ретроспективную дату 12 августа 2013 года экспертом используется информация из текста объявлений о продаже, скриншоты текстов объявлений приведены в заключении эксперта.
По мнению судебной коллегии, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Доводы апеллянта о неправомерном отказе эксперта от применения корректировок также несостоятельны.
Отказ эксперта от корректировки по коммуникациям по объекту-аналогу А1 судебная коллегия находит обоснованным, поскольку все объекты-аналоги, равно как и объекты оценки, расположены в районах города с развитой инфраструктурой, с активно застроенной территорией, коммуникации у объекта-аналога А1 приняты как минимум рядом с участком, при наличии технической возможности подключения этого участка к коммуникациям.
Отказ эксперта от корректировки на вид разрешенного использования при расчете рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:210202:127 также не принят во внимание, поскольку объекты- аналоги имеют вид разрешенного использования "под производственно-складскую деятельность", поэтому виды разрешенного использования объектов-аналогов сопоставимы с видом разрешенного использования объекта оценки.
Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости земельных участков, определенной в отчете об оценке, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Исходя из этого, ссылки в жалобе на то, что рыночная стоимость земельных участков определена экспертом с нарушениями, занижена и не является корректной, подлежат отклонению как необоснованные.
Судебная коллегия находит правильным решение суда первой инстанции и в части взыскания с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" судебных расходов по проведению судебной экспертизы.
Определением суда о назначении по делу судебной экспертизы оплата судебных расходов по проведению судебной экспертизы в полном объеме была возложена на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан. Предварительная оплата судебных расходов произведена не была. Стоимость услуг федерального бюджетного учреждения Средне-Волжский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации по проведению судебной экспертизы составила 72 727, 20 рублей, на момент принятия решения судом первой инстанции указанные расходы не возмещены.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов по проведению судебной экспертизы и возлагая обязанность возмещения указанных судебных расходов на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, статей 103, 106, 108, 111 КАС РФ, исходил из разъяснений, содержащихся в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П.
Судом учтено, что определенная административным ответчиком кадастровая стоимость спорных земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты" значительно (на 67, 4%, 80, 5% соответственно) превышает итоговую величину их рыночной стоимости, установленную судом в качестве кадастровой.
Принимая во внимание приведенную разницу между признанной судом экономически обоснованной рыночной стоимостью спорных объектов недвижимости и их кадастровой стоимостью, утвержденной ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", учитывая соотношение размера судебных расходов, понесенных административным истцом в связи с рассмотрением настоящего административного дела, и размером налоговой выгоды в связи с изменением кадастровой стоимости объекта недвижимости, суд апелляционной инстанции признает, что такое расхождение является существенным и не укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений, что само по себе лишает обязательства, определяемые кадастровой стоимостью, справедливых экономических оснований, что повлекло нарушение прав административного истца как плательщика налога, исчисляемого от кадастровой стоимости.
Учитывая изложенное, принимая во внимание разницу кадастровой и рыночной стоимости спорных земельных участков, является правильным вывод суда о том, что судебные расходы, связанные с оспариванием результатов определения их кадастровой стоимости, подлежат взысканию с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, а именно с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Доводы апелляционной жалобы ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о том, что Учреждение не является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, и не наделено полномочиями по утверждению кадастровой стоимости, суд апелляционной инстанции отклоняет по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Приказами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 декабря 2011 года N П/531 и от 12 мая 2015 года N П/210 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Таким образом, в случае осуществления государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости, изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости таких объектов недвижимости по правилам статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ осуществляется ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
С учетом изложенного, принимая во внимание разъяснения, данные в пунктах 7, 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28, применительно к таким объектам недвижимости именно учреждение является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, и, как следствие, надлежащим административным ответчиком по административным делам об установлении их кадастровой стоимости в размере рыночной, на которого при наличии на то оснований может быть возложена обязанность возместить понесенные административным истцом судебные расходы.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость принадлежащих ООО "Регион-Металл" земельных участков кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты" по состоянию на 12 августа 2013 года определена актами ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Учитывая изложенное, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что судебные расходы по делу подлежали взысканию с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" как с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 20 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая плата Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Татарстан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 21 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.