Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Бросовой Н.В.
судей Улановой Е.С, Осиповой С.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Детская поликлиника N 3 г. Уфы на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 7 июня 2022 года по гражданскому делу N 2-783/2022 по иску прокурора Советского района г. Уфы, действующего в интересах ребенка-инвалида ФИО2 и законного представителя ФИО1, к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Детская поликлиника N 3 г. Уфы об обязании бесперебойно обеспечивать медицинским изделием, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, возражения прокурора Вострокнутовой В.К, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор Советского района г..Уфы Республики Башкортостан, действуя в интересах несовершеннолетней ФИО2, законного представителя ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Детская поликлиника N 3 города Уфа об обязании бесперебойно обеспечивать медицинским изделием. В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО1 о необеспечении её ребенка-инвалида ФИО2 медицинскими изделиями - датчиками к системе непрерывного мониторинга глюкозы (флеш- мониторинга) Abbott FreeStylae Libre. Проверкой установлено, что ФИО2 наблюдается в ГБУЗ РБ Детская поликлиника N 3 г..Уфа с диагнозом: "данные изъяты", с сопутствующими заболеваниями: "данные изъяты" с июня 2012 года. Согласно справке МСЭ N, выданной Бюро N 1 филиала ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Башкортостан" 11 июля 2018 года, ФИО2 является ребенком-инвалидом. 21 апреля 2021 года на приеме в ГБУЗ РБ Детская поликлиника N 3 г..Уфа детским врачом эндокринологом ФИО5 ФИО2 было рекомендовано применение системы непрерывного мониторинга глюкозы (флеш-мониторинга) ввиду высокой вариабельности гликемии.
При обращении матери ребенка в ГБУЗ РБ Детская поликлиника N 3 г..Уфа в выписке рецептов на систему непрерывного мониторинга глюкозы для ФИО2, получала отказы, в связи с чем, вынуждена была приобрести НМГ самостоятельно. В настоящее время ФИО2 использует и применяет для лечения и компенсации основного заболевания систему непрерывного мониторинга глюкозы FreeStylae Libre из расчета 1 датчик на 14 дней. 1 апреля 2021 года, 30 апреля 2021 года, 21 мая 2021 года, 13 июня 2021 года, 09 августа 2021 года, 02 сентября 2021 года, 07 ноября 2021 года, 2 декабря 2021 года, 08 октября 2021 года ФИО1 самостоятельно приобрела датчик к системе непрерывного мониторинга глюкозы (флеш-мониторинг) Abbott FreeStylae Libre на сумму 40 410 руб, что подтверждается чеками. В настоящее время указанным НМГ по назначению врача ФИО2 не обеспечена. Прокурор считает, что, учитывая у ФИО2 сахарного диабета 1 типа, статуса ребенка-инвалида вследствие этого заболевания, нуждаемость ФИО2 по жизненным показаниям в постоянном и длительном обеспечении медицинскими изделиями - датчиками к системе непрерывного мониторинга глюкозы (флеш-мониторинг) Abbott FreeStylae Libre, назначение данного медицинского изделия по рекомендации врача для лечения вышеуказанного заболевания, промедление в обеспечении данным медицинским изделием и организации лечения ФИО2, нарушает ее право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством, она должна получать квалифицированную медицинскую помощь, необходимые лекарственные средства и медицинские изделия надлежащего качества в соответствии с рекомендациями врачей. Ущемление ее социальных прав является недопустимым.
Истец просит обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан бесперебойно обеспечивать ребенка-инвалида ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированную по адресу: "адрес", медицинскими изделиями - датчиками к системе непрерывного мониторинга глюкозы (флеш-мониторинг) Abbott FreeStylae Libre из расчета 1 штука на 14 дней до минования надобности; обязать ГБУЗ РБ Детская поликлиника N 3 г..Уфа выписывать рецепты на бесплатное получение ребенку-инвалиду ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированную по адресу: "адрес", медицинскими изделиями - датчиками к системе непрерывного мониторинга глюкозы (флеш-мониторинг) Abbott FreeStylae Libre из расчета 1 штука на 14 дней до минования надобности; обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан возместить ФИО3 понесенные расходы на приобретение медицинских изделий - датчика к системе непрерывного мониторинга глюкозы (флеш-мониторинг) Abbott FreeStylae Libre в размере 40 410 руб.
Решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 марта 2022 года иск прокурора Советского района г. Уфы, действующего в интересах ребенка-инвалида ФИО2 и законного представителя ФИО1, к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Детская поликлиника N 3 г. Уфы об обязании бесперебойно обеспечивать медицинским изделием, удовлетворён частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части отказа в удовлетворении требований прокурора Советского района г. Уфы в интересах ребенка-инвалида ФИО2 и законного представителя ФИО1, о возмещении расходов, понесенных на приобретение медицинских изделий. В отмененной части принято новое решение.
В кассационной жалобе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Детская поликлиника N 3 г. Уфы, ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в части взыскания расходов, и принять новое решение, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов судов.
Прокурор Вострокнутова В.К. в судебном заседании возражала против доводов кассационной жалобы, просила оставить без изменения.
Иные стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав возражения прокурора Вострокнутовой В.К, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, несовершеннолетняя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наблюдается в ГБУЗ РБ Детская поликлиника N 3 г. Уфы. Дебют заболевания в июне 2012 года, поставлен диагноз: Сахарный диабет 1 тип, назначена заместительная инсулинотерапия через помпу инсулином "Аспарт с никотинамидом". 26 июля 2012 года освидетельствована в Бюро МСЭ, признана ребенком - инвалидом. Инвалидность продлена до 26 октября 2027 года, регулярно наблюдается у участкового врача - педиатра, врача - эндокринолога, невролога, окулиста.
С 27 января 2014 года начала наблюдаться и ежегодно проходит обследование в 1 эндокринологическом отделении Российской Детской Клинической больницы в г. Москве, где ребенку после обследований и коррекционного лечения установлена помпа "Акку-Чек Комбо".
С 06 апреля 2016 года по 14 апреля 2016 года; с 16 мая 2017 года по 26 мая 2017 года; с 28 мая 2018 года по 08 июня 2018 года; с 07 сентября 2020 года по 16 июля 2020 года, с 07 июня 2021 года по 17 июня 2021 года находилась в ФГАОУ ВО "РНИМУ им. Пирогова" МЗ РФ на обследовании и лечении в отделении эндокринологии N 1 с диагнозом: Сахарный диабет 1 типа с множественными осложнениями.
На приеме в ГБУЗ РБ Детская поликлиника N3 г. Уфа 21 апреля 2021 года детским врачом эндокринологом ФИО5 ФИО2 было впервые рекомендовано применение системы непрерывного мониторинга глюкозы (флеш-мониторинга) ввиду высокой вариабельности гликемии.
17 июня 2021 года при выписке после стационарного лечения из ФГАОУ ВО "РНИМУ им. Пирогова" Министерства здравоохранения РФ лечащим врачом и заведующим отделением даны рекомендации, среди прочего, учитывая выраженную лабильность гликемии, склонность к бессимптомным гипоклемическим состояниям, рассмотреть вопрос о применении системы непрерывного мониторинга гликемии.
В заключении главного внештатного детского специалиста эндокринолога Министерства здравоохранения Республики Башкортостан ФИО7 от 31 июля 2021 года рекомендовано, среди прочего, учитывая высокую вариабельность гликемии использовать непрерывное мониторирование гликемии.
По результатам осмотра 01 декабря 2021 года детского эндокринолога ФИО8, учитывая нечувствительность к гипоклемиям, высокую вариабельность гликемии независимо от уровня НвА1с, ежедневные частые гипоклемии, ФИО2 показано использование непрерывного мониторинга гликемии, при этом отмечено, что льготное обеспечение сенсорами для мониторинга гликемии НМГ/ФМГ действующим законодательством не предусмотрено.
Аналогичные показания для применения непрерывного мониторинга гликемии даны по результатам осмотра детского эндокринолога ФИО8 11 декабря 2021 года.
11 января 2022 года врачебной комиссией ГБУЗ РБ Детская поликлиника N 3 г. Уфа сделан вывод: пациент ФИО2 нуждается в комплексном дообследовании в условиях стационара. У врачебной комиссии недостаточно данных для решения о необходимости в проведении непрерывного мониторинга гликемии. С учетом лябильности течения сахарного диабета, частыми гипогликемиями показана коррекция дозировок помповой инсулинотерапии с целью уменьшения вариабельности гликемии в течение суток, уменьшение количества гипогликемий, а также количества инсулина в сутки. В связи с отсутствием объективных данных о состоянии гликемического профиля и состоянии здоровья пациента количества измерений глюкометром не менее 6 раз в сутки.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные доказательства в совокупности и во взаимосвязи по правилам статьи 67 ГПК Российской Федерации, применив к спорным правоотношениям нормы материального права, указанные в решении, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований об обязании бесперебойно обеспечивать ребенка-инвалида ФИО2 медицинскими изделиями - датчиками к системе непрерывного мониторинга глюкозы Abbott FreeStylae Libre, обязании выписывать рецепты на бесплатное получение ребенку- инвалиду ФИО2 медицинскими изделиями - датчиками к системе непрерывного мониторинга глюкозы Abbott FreeStylae Libre, поскольку истцом представлена достаточная совокупность доказательств того, что отсутствие непрерывного мониторинга глюкозы несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО2 с помощью датчиков FreeStylae Libre приводит к жизни угрожающим для него последствиям, что является нарушением приведенных конституционных принципов приоритета и высшей ценности прав и свобод человека, не допускающих ставить жизнь пациента под непосредственную угрозу и зависимость только лишь от управленческих решений уполномоченных на лекарственное обеспечение органов публичной власти, поскольку иное противоречит социальной природе и гуманитарной основе государства в целом.
При этом суд исходил из того, что сахарный диабет входит в перечень заболеваний, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 890, при этом применяемая при его лечении инсулиновая помпа включена в Перечень медицинских изделий, предоставляемых в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, у ответчика отсутствовали основания для отказа инвалиду в обеспечении расходными материалами к инсулиновой помпе.
Отсутствие в Перечне бесплатных медицинских изделий, утвержденном Постановлением Правительства РФ N 890 расходных материалов к помпе не является основанием для отказа в их предоставлении, поскольку лицо, страдающее сахарным диабетом, в силу указанного постановления вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты и средства медицинского назначения, необходимые для лечения и компенсации данного заболевания; обеспечение больных сахарным диабетом инсулиновой помпой подразумевает и обеспечение расходными материалами к ней, поскольку работа помпы без данных материалов сама по себе невозможна, в связи с чем довод ответчика о том, что расходные материалы к инсулиновой помпе не включены в перечень, утвержденный Постановлением Правительства от 31 декабря 2018 N 3053-Р, суд признал несостоятельным.
Также судом первой инстанции отмечено, что врачебной комиссией медицинской организации, на диспансерном учете которой состоит ФИО2, не рассмотрен вопрос использования системы непрерывного мониторинга глюкозы в крови (флеш-мониторинг), в том числе материалов к системе флеш-мониторинга глюкозы FreeStylae Libre по жизненным показаниям.
Доводов о несогласии с принятым судом решением в части возложения обязанности на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан бесперебойно обеспечивать ребенка-инвалида ФИО2 медицинскими изделиями - датчиками к системе непрерывного мониторинга глюкозы (флеш-мониторинг) Abbott FreeStylae Libre, возложения обязанности на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Детская поликлиника N 3 города Уфа выписывать рецепты на бесплатное получение указанных датчиков к системе непрерывного мониторинга глюкозы апелляционная жалоба не содержала, и в соответствии с положениями частью 1 статьи 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в пределах доводов жалобы.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании понесенных законным представителем ребенка-инвалида расходов на приобретение датчиков к системе непрерывного мониторинга глюкозы, суд указал на то, что ФИО1 приобрела датчики к системе непрерывного мониторинга глюкозы (флеш-мониторинг) Abbott FreeStylae Libre на сумму 40 410 руб. по собственной инициативе без решения врачебной комиссии, без обращения в Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, без выписки рецептов ГБУЗ РБ Детская поликлиника N 3.
Между тем, суд апелляционной инстанции не согласился с принятым судом первой инстанции решением об отказе во взыскании понесенных законным представителем ребенка-инвалида расходов на приобретение датчиков к системе непрерывного мониторинга глюкозы, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права, противоречат как установленным судом обстоятельствам дела, так и выводам суда первой инстанции, изложенным в решении, о неправомерности бездействия ответчиков, не обеспечивавших истца медицинскими изделиями при ее нуждаемости в них.
Расходы по обеспечению лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения граждан осуществляются за счет средств бюджета Республики Башкортостан в пределах, выделяемых на указанные цели на соответствующий финансовый год.
Под участниками обеспечения граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения понимаются Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, государственное казенное учреждение Управление материально-технического обеспечения Минздрава РБ, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан "Медицинский информационно-аналитический центр", медицинские организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь (далее - медицинские организации), аптечные (фармацевтические) организации - исполнители услуги по обеспечению граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения (далее - аптечная организация), организации оптовой торговли лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения - поставщики таких препаратов и изделий.
Порядок взаимодействия участников обеспечения граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения утверждается Минздравом РБ.
За предоставлением необходимых лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения граждане обращаются в медицинские организации по месту жительства.
Имеющееся у ФИО2 заболевание (диабет) включено в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 перечень социально значимых заболеваний, при этом в Перечне отпускаемых бесплатно лекарственных средств и изделий медицинского назначения предусмотрены средства диагностики.
Одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - бесплатное обеспечение лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями, за счет соответствующих бюджетных средств (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Республики Башкортостан в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам врачей вне зависимости от наименования и стоимости препарата.
Непринятие мер по обеспечению названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами (медицинскими изделиями), предусмотренными стандартами оказания медицинской помощи, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим заболеваниями эндокринной системы, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.
Отсутствие в федеральных и территориальных программах бесплатного оказания гражданам медицинской помощи конкретного наименования медицинского изделия не лишает ребенка-инвалида права на гарантированную ему законом бесплатную медицинскую помощь, включающую в себя в том числе и применение средств диагностики (Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 года N890).
Несоблюдение лечебным учреждением порядка оформления медицинских документов о нуждаемости страдающего социально значимым заболеванием гражданина в бесплатном обеспечении лекарственным препаратом и ненадлежащий контроль за оформлением этих документов со стороны уполномоченного органа исполнительной власти не может лишать гражданина гарантированного ему государством права на получение лекарственного препарата бесплатно.
Судом установлено, что ФИО13. страдает сахарным диабетом 1 типа, в связи с чем ей неоднократно, начиная с 21 апреля 2021 года, рекомендовалось/показывалось использование системы непрерывного мониторирования глюкозы (НМГ). Вместе с тем возможность реализации такого права ФИО2 предоставлена не была ввиду того, что лечащим врачом ГБУЗ РБ Детская поликлиника N 3 г. Уфа, несмотря на рекомендации по применению системы непрерывного мониторирования глюкозы, рецепты на выдачу сенсоров к ним не выписывались.
Кроме того, в нарушение раздела 3.4 Регламента взаимодействия участников реализации программ льготного лекарственного обеспечения на территории Республики Башкортостан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 18 июня 2019 года N 1079-Д, медицинской организацией ГБУЗ РБ Детская поликлиника N 3 г. Уфа ФИО2 не была внесена в региональный регистр граждан, имеющих право на получение ЛП при оказании амбулаторно-поликлинической помощи бесплатно за счет средств бюджета Республики Башкортостан; заявки на ЛП в электронной форме в Министерство здравоохранения Республики Башкортостан не направлялись, в связи с чем последний ввиду отсутствия соответствующей информации был лишен возможности своевременно подготовить задание на закупку лекарственных препаратов (медицинских изделий).
Из информации, представленной суду апелляционной инстанции, установлено, что решение врачебной комиссии ГБУЗ РБ Детская поликлиника N 3 г. Уфа об обеспечении сенсором непрерывного мониторинга глюкозы было принято лишь 17 мая 2022 года, рецепт на выдачу датчиков выписан врачом ФИО8 30 мая 2022 года; в 2022 году Министерством здравоохранения Республики Башкортостан предприняты меры по закупке сенсоров для мониторинга глюкозы Enlite FreeStylae Libre.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что именно в результате неправомерных действий медицинской организации ФИО2 была лишена возможности использовать предоставленное ей законодательством право на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями, вследствие чего ее законный представитель была вынуждена приобрести их за счет собственных средств, тем самым ей был причинен материальный ущерб, подлежащий возмещению в соответствии с положениями статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации за счет ГБУЗ РБ Детская поликлиника N 3 г. Уфа.
Так же суд апелляционной инстанции указал, что при наличии в описательной части иска ссылок на неправомерные действия лечащего врача, отказавшей в выписке рецептов, учитывая, что ГБУЗ РБ Детская поликлиника N 3 г. Уфа является соответчиком по делу, в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФИО1 не возражал против взыскания суммы ущерба с медицинской организации, разрешение вопроса с взыскании суммы ущерба с надлежащего ответчика независимо от формулировки истцом своих требований, вопреки доводам медицинской организации, не является выходом за пределы исковых требований и не свидетельствует о нарушении части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из представленных документов судом апелляционной инстанции установлено, что после назначения впервые лечащим врачом сенсоров непрерывного мониторинга глюкозы ФИО1 понесены расходы на приобретение сенсоров, подтвержденные товарными чеками и чеками на банковские переводы/выписками по лицевому счету. В этой связи пришел к выводу, что исковые требования о взыскании ущерба в пределах заявленной суммы 40 410 руб. подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований о возмещении расходов, понесенных на приобретение медицинских изделий, подлежащим отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путём обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 утвержден Перечень социально значимых заболеваний, в который включён, в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года N 2406-р в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят препараты для лечения сахарного диабета.
Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утверждён Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому лицам, страдающим диабетом предоставляются бесплатно все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 января 2021 года N 22н утвержден Стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа, в котором в разделе "Медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением" предусмотрено исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, с усредненным показателем частоты предоставления - 0, 855 и усредненным показателем кратности применения - 365.
Клиническими рекомендациями от 2019 года, предусмотренными для лечения "сахарного диабета 1 типа у детей", также предусмотрено использование непрерывного мониторирования глюкозы, расходными материалами при этом являются датчики системы чрескожного мониторинга уровня глюкозы.
В соответствии с п. 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2020 года N 805 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
В разделе 4 данной Программы указано, что в рамках Программы ОМС за счет средств обязательного медицинского страхования в ее базовой части оказываются следующие виды медицинской помощи: первичная медико- санитарная, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, в случаях болезни эндокринной системы. Оговорено, что оказание медицинской помощи в рамках Программы осуществляется на основе стандартов медицинской помощи в соответствии с условиями и порядками оказания медицинской помощи по ее видам, утвержденными в установленном порядке.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 апреля 2017 года N 169 утвержден Порядок организации предоставления мер социальной поддержки за счет средств бюджета Республики Башкортостан отдельным группам и категориям граждан в части обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по рецептам врачей при оказании амбулаторно-поликлинической помощи.
В данном Порядке указано, что он регулирует вопросы обеспечения отдельных групп и категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Башкортостан, имеющих право на получение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения бесплатно в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
Расходы по обеспечению лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения граждан осуществляются за счет средств бюджета Республики Башкортостан в пределах, выделяемых на указанные цели на соответствующий финансовый год.
Под участниками обеспечения граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения понимаются Министерство здравоохранения Республики Башкортостан (далее - Минздрав РБ), государственное казенное учреждение Управление материально-технического обеспечения Минздрава РБ, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан "Медицинский информационно аналитический центр", медицинские организации, оказывающие амбулаторно поликлиническую помощь (далее - медицинские организации), аптечные (фармацевтические) организации - исполнители услуги по обеспечению граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения (далее - аптечная организация), организации оптовой торговли лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения - поставщики таких препаратов и изделий.
Порядок взаимодействия участников обеспечения граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения утверждается Минздравом РБ.
За предоставлением необходимых лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения граждане обращаются в медицинские организации по месту жительства.
Из положений пунктов 3.4.8, 3.4.8.4 Регламента взаимодействия участников реализации программ льготного лекарственного обеспечения на территории Республики Башкортостан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 18 июня 2019 года N 1079-Д, следует, что врач (фельдшер) медицинской организации, имеющий право выписки рецептов на ЛП для ОНЛП, РЛО, определяет потребность в ЛП по врачебному участку в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи.
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Из вышеприведённых положений в их совокупности следует, что к числу государственных гарантий относится бесплатное обеспечение лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями, за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам врачей вне зависимости от наименования и стоимости препарата.
При этом отсутствие в федеральных и территориальных программах бесплатного оказания гражданам медицинской помощи конкретного наименования медицинского изделия не лишает ребенка-инвалида права на гарантированную ему законом бесплатную медицинскую помощь.
Доводы заявителя жалобы о необоснованном удовлетворении заявленных требований, так как непрерывный мониторинг не может расцениваться как необходимый по жизненным показаниям и обеспечиваться бесплатно, непрерывный мониторинг с помощью сенсоров НМГ Free Style Libre не является медицинской услугой, не может точно отражать текущий уровень глюкозы в крови, решение о взыскании в пользу ФИО1 расходов, понесённых на приобретение медицинских изделий в размере 40 410 руб. 00 коп. не основано на законе, выводов судов не опровергают и не свидетельствуют о незаконности и необоснованности обжалуемых судебных актов.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу решения суда в неотменённой части и апелляционного определения, поскольку, вопреки доводам жалобы нарушений норм материального и процессуального права, судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доказательствам дана правовая оценка в их совокупности в полном соответствии положениям ст. 67 ГПК РФ.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 марта 2022 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 7 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Детская поликлиника N 3 г. Уфы без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бросова
Судьи Е.С. Уланова
С.К. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.