Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу защитника Бабинцева И.И., действующего в интересах публичного акционерного общества "МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ", на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 Советского судебного района города Нижнего Новгорода Нижегородской области от 12 января 2022 г. и решение судьи Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 28 апреля 2022 г., вынесенные в отношении публичного акционерного общества "МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ" (далее - ПАО "МТС") по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Советского судебного района города Нижнего Новгорода Нижегородской области от 12 января 2022 г, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 28 апреля 2022 г, ПАО "МТС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Бабинцев И.И, действуя в интересах ПАО "МТС", просит отменить названные судебные акты, приводя доводы об их незаконности, и прекратить производство по делу.
ПАО "МТС", уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражения на неё не представило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ПАО "МТС" к административной ответственности) невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 64 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ) операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, "требований" к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Согласно пункту 10 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 г. N 538, ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и оператора связи, а в случае, указанном в пункте 3 названых Правил, органа внутренних дел.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 2385 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи (далее - Положение о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи), согласно которому лицензиат при осуществлении лицензируемого вида деятельности должен выполнять обязательные для соблюдения лицензионные требования осуществления деятельности в области оказания услуг связи в соответствии с перечнем согласно приложению N 2 (пункт 5).
Пунктом 9 раздела 16 приложения N 2 к Положению о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий включено Перечень лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности по оказанию телематических услуг связи.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 15 февраля 2021 г. ПАО "МТС" предоставлена лицензия N на оказание телематических услуг связи. Согласно пункту 9 лицензионных требований (приложение к названной лицензии) ПАО "МТС" обязано реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Как усматривается из материалов дела, по результатам проведения на основании приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу от 11 июня 2021 г. N 46-нд (с учетом изменений, внесенных приказами от 29 июня 2021 г. N 86-нд, от 7 июля 2021 г. N 112-нд) внеплановой выездной проверки в отношении ПАО "МТС", оказывающей услуги связи в Нижегородской области и находящееся по адресу: город Нижний Новгород, улица Бекетова, дом N 61, должностными лицами названного органа 12 июля 2021 г. выявлены нарушения пункта 2 статьи 64 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ, пункта 9 раздела 16 приложения N 2 к Положению о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, пунктов 6-8 Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, утвержденных приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 16 января 2008 г. N, пункта 9 лицензионных требований - приложения к лицензии от 15 февраля 2021 г. N, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ПАО "МТС", выразившиеся в отсутствии документа, подтверждающего реализацию мероприятий по внедрению системы оперативно-розыскных мероприятий на сети электросвязи ПАО "МТС" на территории Нижегородской области.
12 июля 2021 г. должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу ПАО "МТС" выдано предписание N П-52/4/46-нд/184788/13/34 об устранении указанных нарушений обязательных требований со сроком исполнения - 12 октября 2021 г. Данное предписание получено ПАО "МТС" в этот же день.
Однако в установленный срок названное предписание не исполнено.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от 6 декабря 2021 г. (л.д. 7-11); лицензией от 15 февраля 2021 г. N 184788 (л.д. 15-19); приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу от 11 июня 2021 г. (л.д. 22-29); актом проверки от 12 июля 2021 г. (л.д. 48-64); предписанием от 12 июля 2021 г. N П-52/4/46-нд/184788/13/34 (л.д. 65-66), и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ПАО "МТС" верно квалифицировано по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению требований законодательства не представлено.
Материалы дела свидетельствуют, что рассматривая дело об административном правонарушении, судебные инстанции не допустили нарушения норм процессуального права, правильно организовали и провели судебное разбирательство, разрешили все заявленные ходатайства, создали лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав. Ссылаясь на установленные факты и доказательства, в судебных актах дали полное и логически обоснованное объяснение своим выводам о виновности ПАО "МТС" в совершении административного правонарушения. При этом имеющаяся по делу совокупность доказательств, являлась достаточной для рассмотрения и разрешения дела.
Доказательства, на основании которых установлена виновность юридического лица, в том числе протокол об административном правонарушении, содержат сведения, необходимые для правильного разрешения дела, согласуются между собой и с фактическими обстоятельствами дела, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание об устранении выявленных нарушений вынесено уполномоченным должностным лицом, основано на установленных обстоятельствах и соответствует нормативным правовым актам, регулирующим отношения в сфере оказания услуг связи.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков в процессуальных документах, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены.
Доводы жалобы о неверной оценке доказательств по делу не подлежат удовлетворению. Согласно материалам дела, все доказательства по делу были исследованы судами, таким доказательствам в совокупности дана надлежащая правовая оценка, оспаривать которую оснований не имеется.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства объективной стороны установленного деяния, приведенные в жалобе доводы о введении в действие Федеральным законом от 26 марта 2022 г. N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" нормы части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к составу административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 названного Кодекса, не свидетельствуют, в том числе с учетом положений части 2 статьи 1.7 данного Кодекса, о наличии оснований для прекращения производства по настоящему делу об административном правонарушении.
Доводы, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не содержат каких-либо правовых аргументов, которые могли бы являться основанием для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов, не опровергают наличие в деянии ПАО "МТС" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления, решения.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что ими допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения ПАО "МТС" к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюбдением положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 Советского судебного района города Нижнего Новгорода Нижегородской области от 12 января 2022 г. и решение судьи Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 28 апреля 2022 г, вынесенные в отношении публичного акционерного общества "МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Бабинцева И.И, действующего в интересах публичного акционерного общества "МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ", - без удовлетворения.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.