Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гачиной Натальи Юрьевны на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 23 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 4 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Гачиной Натальи Юрьевны к Центральному банку Российской Федерации, ответственному секретарю комиссии Центрального банка Российской Федерации Дубининой Екатерине Николаевне о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, объяснения представителя административного ответчика Чуваевой Е.В, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы и полагавшую, что судебные акты подлежат оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Гачина Н.Ю. обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России), изложенное в письме от 11 мая 2021 года N; обязать Банк России исключить из базы данных, ведение которой предусмотрено Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", сведения об административном истце, как о главном бухгалтере и члене правления акционерном обществе Небанковская кредитная организация " "данные изъяты"" (далее - АО НКО " "данные изъяты"").
В обоснование требований указала, что в марте 2021 года Гачиной Н.Ю. стало известно о том, что сведения о ней внесены в базу данных Банка России о лицах, не соответствующих требованиям к деловой репутации. Ей 2 апреля 2021 года была направлена жалоба на решение о признании ее не соответствующей квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации в комиссию Банка России по рассмотрению жалоб на решения, принятые должностными лицами Банка России о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами (далее Комиссия). По результатам рассмотрения ее жалобы 21 мая 2021 года Гачиной Н.Ю. получено решение от 11 мая 2021 года N об отказе в удовлетворении жалобы.
Не соглашаясь с указанным отказом Гачина Н.Ю. указывала, что на основании трудового договора от 25 сентября 2018 года N она работала главным бухгалтером в АО НКО " "данные изъяты"". Приказом от 20 мая 2021 года она была уволена по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. В связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций у АО НКО " "данные изъяты"" ее деловая репутация была признана не соответствующей требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-I "О банках и банковской деятельности".
Основанием для отказа в восстановлении деловой репутации Комиссией указано на системное вовлечение АО НКО " "данные изъяты"" в проведение непрозрачных переводов денежных средств физических лиц в пользу нелегальных онлайн-казино и букмекерских контор после смены в марте 2020 года собственника и формирования нового состава органов управления. Она с такими выводами не согласна, поскольку АО НКО " "данные изъяты"" не дали время, предусмотренное законом на исполнение предписания, так как сразу пришла проверка Банк России. Комиссией указано, что она голосовала "за" признание работы АО НКО " "данные изъяты"" по управлению рисками "хорошей". При этом на голосование представлялся отчет, подготовленный службой по управлению рисками, которую контролировал председатель правления АО НКО " "данные изъяты"". В данных отчетах все значимые риски оценивались значительно ниже установленных нормативов, факторы, влияющие на повышение банковских рисков, признавались незначительными. У нее не было оснований и мотивов не доверять данным отчетам, которые были утверждены председателем правления АО НКО " "данные изъяты"".
Также отзыву лицензии предшествовала тематическая проверка деятельности АО НКО " "данные изъяты"", проведенная Банком России с 7 декабря 2020 года по 12 февраля 2021 года. В ходе проверки были составлены акты. Между тем, функции контроля за деятельностью отдела информационной безопасности выполнял председатель правления АО НКО " "данные изъяты"", за деятельностью отдела автоматизации - его заместитель.
Данные акты не содержат каких-либо сведений о совершении ею, как главным бухгалтером АО НКО " "данные изъяты"" и членом правления, действий, которые могли способствовать нанесению ущерба финансовому положению АО НКО " "данные изъяты"". За весь период ее работы она таких действий не совершала. Чтобы выявить те нарушения, которые изложены в актах, у нее не было технических возможностей, не было полномочий. Указывает о своей непричастности к нарушениям финансовой организацией требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, послуживших основанием для внесения сведений о лице в базу данных.
Решением Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 23 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 4 марта 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной 7 сентября 2022 года через суд первой инстанции, Гачина Н.Ю. просит судебные акты отменить ввиду несоответствия изложенных в них выводов фактическим обстоятельствам дела. Указывает на ненадлежащее исследование и оценку доказательств по делу.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 26 октября 2022 года кассационная жалоба Гачиной Н.Ю. на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 23 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 4 марта 2022 года вместе с делом передана для рассмотрения в судебную коллегию по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Гачина Н.Ю. в период с 8 ноября 2018 года по 12 марта 2021 года, то есть до даты отзыва соответствующей лицензии на осуществление банковских операций и назначения временной администрации осуществляла функции главного бухгалтера АО НКО " "данные изъяты"", а с 31 января 2019 года по 12 марта 2021 года также функции члена правления данной НКО.
Приказом Банка России от 12 марта 2021 года N у АО НКО " "данные изъяты"" отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Приказом Банка России от 12 марта 2021 года N назначена временная администрация по управлению кредитной организацией АО НКО " "данные изъяты"" с приостановлением полномочий исполнительных органов.
Основанием для отзыва лицензии у АО НКО " "данные изъяты"" послужило неисполнение кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, учитывая неоднократное применение в течение одного года мер, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)". После смены в марте 2020 года собственника АО НКО " "данные изъяты"" и формирования нового состава органов управления в ее деятельности было установлено нарастание объема непрозрачных трансграничных операций, в связи с чем Банком России было инициировано проведение внеплановой проверки АО НКО " "данные изъяты"" в период с 7 декабря 2020 года по 12 февраля 2021 года. Результаты проверки указывали на системное вовлечение АО НКО " "данные изъяты"" в проведении непрозрачных переводов денежных средств физических лиц в пользу нелегальных онлайн-казино и букмекерских контор, что позволило АО НКО " "данные изъяты"" существенно улучшить финансовый результат. Иные операции осуществлялись АО НКО " "данные изъяты"" в незначительных объемах.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 августа 2021 года иск АО НКО " "данные изъяты"" о признании недействительным приказа Банка России от 12 марта 2021 года N об отзыве лицензии был оставлен без удовлетворения.
Постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2021 года указанное решение Арбитражного суда города Москвы оставлено без изменения и вступило в законную силу.
В связи с указанными обстоятельствами сведения об административном истце внесены в базу данных лиц, не соответствующих квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-I "О банках и банковской деятельности", статьями 60, 75 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)".
Гачина Н.Ю. 5 апреля 2021 года подала в комиссию Банка России по рассмотрению жалоб на решения, принятые должностными лицами Банка России о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, жалобу, в которой просила исключить информацию о ней, как о главном бухгалтере и члене коллегиального исполнительного органа (правления) из базы данных лиц, не соответствующих квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, до истечения сроков, предусмотренных пунктом 6.9 Положения Банка России от 27 декабря 2017 года N 625-П.
В подтверждение своих доводов административный истец предоставила на рассмотрение Комиссии копии своего паспорта, трудовой книжки, информацию о наличии сведений о ней в указанной базе данных, а также протокол общего собрания акционеров АО НКО " "данные изъяты"" об избрании правления от 31 января 2019 года с протоколом счетной комиссии и списком кандидатов в члены правления, должностную инструкцию главного бухгалтера АО НКО " "данные изъяты"", тексты электронных писем, служебную записку, листки нетрудоспособности, эпикриз из медицинской карты, заявления о дискриминации на работе, сведения о подаче ходатайства об исключении сведений о ней из базы данных, ввиду отзыва лицензии у кредитной организации по прежнему месту работы, и письмо об удовлетворении ходатайства, Устав ЗАО НКО " "данные изъяты"", позднее переименованного в АО НКО " "данные изъяты"" с последующими изменениями, положение об исполнительных органах АО НКО " "данные изъяты"", предписания Банка России от 4 марта 2021 года и от 5 марта 2021 года.
Решением комиссии Банка России по рассмотрению жалоб на решения, принятые должностными лицами Банка России о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами в удовлетворении жалобы Гачиной Н.Ю. было отказано, о чем административному истцу было направлено письмо от 11 мая 2021 года N.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что законом предусмотрено автоматическое внесение сведений об административном истце, как о главном бухгалтере АО НКО " "данные изъяты"" и члене правления, в базу данных Банка России в случае введения в АО НКО " "данные изъяты"" временной администрации и отзыва лицензии на осуществление банковских операций. При этом доказательств непричастности Гачиной Н.Ю. к совершению действий либо допущению бездействия, которые повлекли негативные последствия для финансовой организации, с целью исключения сведений о ней из базы данных не представлено, в связи с чем решение Банка России от 11 мая 2021 года N является законным. Нарушений процедуры принятия решения не усматривается.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами.
Как следует из положений статьи 75 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп, банковских холдингов) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций, а также стабильности банковской системы Российской Федерации.
Для предотвращения указанных в указанной статье ситуаций Банк России ведет базу данных о лицах, занимающих должности, указанные в статье 60 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" (кандидатах на указанные должности), других работниках кредитных организаций и об иных лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России. Порядок ведения указанной базы данных устанавливается Банком России.
В силу части 1 статьи 76.9.1 названного Федерального закона Банк России оценивает соответствие должностных лиц и иных лиц установленным федеральными законами, регулирующими деятельность некредитных финансовых организаций, квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, а также запрашивает и получает на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц сведения об указанных лицах, необходимые для оценки их соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации.
Такой Порядок утвержден Положением Банка России от 27 декабря 2017 года N 625-П (далее - Порядок N 625-П), в силу пункта 6.2 которого уполномоченное подразделение Банка России должно вносить сведения о лицах, указанных в пункте 6.1 Положения, в базы данных не позднее 3 рабочих дней с даты получения информации о наступлении событий, являющихся основанием для внесения сведений в базы данных.
Основания для внесения сведений о лице в базы данных установлены в приложении N 7 к названному Положению.
В статье 60 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" предусматривается включение в базу данных сведения о главном бухгалтере кредитной организации.
В силу статьи 60.1 названного Федерального закона жалобы на решения, принятые должностными лицами Банка России о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, рассматриваются в Банке России комиссией по рассмотрению жалоб (далее Комиссия).
Порядок обжалования признания лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установлен Указанием Банка России от 26 декабря 2017 года N 4666-У, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 6 марта 2018 года N 50273 (далее - Указание N 4666-У).
Основаниями для исключения информации из базы данных до истечения сроков, предусмотренных пунктом 6.9 Порядка N 625-П, в силу пункта 6.10 названного Порядка являются: установление на основании проверок, объяснений, предоставленных лицами, указанными в пункте 6.1 настоящего Положения, представления документов и иной документально подтвержденной информации, в том числе информации, представляемой в соответствии с Указанием N 4666-У, непричастности лиц, внесенных в базы данных, к нарушениям финансовой организацией требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, послуживших основанием для внесения сведений о них в базу данных; вступление в законную силу решения суда, обязывающего Банк России исключить сведения о лице из базы данных либо признающего недействительным приказ Банка России об отзыве (аннулировании) лицензии, об исключении сведений о некредитной финансовой организации из соответствующего реестра, о назначении временной администрации; установление уполномоченным подразделением Банка России на основании документально подтвержденной информации фактов прекращения (отмены) событий, являющихся основаниями для внесения сведений о лице в базы данных, либо фактов ошибочного внесения сведений о лице в базы данных.
Досрочное исключение сведений из базы данных допускается только по основаниям, предусмотренным данным пунктом, и при наличии обоснованного ходатайства лица о непричастности к допущенным нарушениям (за исключением случаев, предусмотренных абзацами третьим, четвертым указанного пункта).
Поскольку в базу данных Банка России сведения о Гачиной Н.Ю, как о главном бухгалтере и члене правления АО НКО " "данные изъяты"" были внесены на основании пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-I "О банках и банковской деятельности", статей 60, 75 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", а обстоятельств, указанных в пункте 6.10 Порядка N 625-П, для досрочного исключения информации о ней из базы данных с приложением соответствующих доказательств административным истцом не приведено, оспариваемое решение Банка России от 11 мая 2021 года является законным.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанции, они были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебных актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами не допущено.
Иная оценка заявителем установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 23 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 4 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гачиной Натальи Юрьевны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 21 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.