Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2101/2022 по иску Логинова Анатолия Николаевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 13 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, объяснения представителя Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области Очередной А.И, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Логинов А.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОПФР по Челябинской области) о возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 19 мая 2017 г.
В обоснование заявленных требований Логинов А.Н. ссылался на то, что в марте 2017 г. в рамках проведения заблаговременной работы с лицами, уходящими на пенсию, он был приглашен в пенсионный орган по месту жительства для предварительной правовой оценки документов. На основании представленных им документов продолжительность страхового стажа исчислена 11 лет 03 месяца 02 дня. После достижения возраста 60 лет (16 мая 2017 г.), он 19 мая 2017 г. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", однако страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионным органом была ему установлена лишь с 7 декабря 2021 г.
Решением Копейского городского суда Челябинской области от 4 июля 2022 г. в удовлетворении исковых требований Логинову А.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 13 сентября 2022 г. указанное решение отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования Логинова А.Н. удовлетворены. На ответчика возложена обязанность назначить Логинову А.Н. страховую пенсию по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 16 мая 2017 г.
В кассационной жалобе ответчик ОПФР по Челябинской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения суда первой инстанции по мотивам незаконности и необоснованности.
Логинов А.Н. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав объяснения относительно кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судом, Логинов А.Н, "данные изъяты" г. рождения, зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 29 декабря 2003 г.
26 января 2017 г. истец обратился в пенсионный орган, предоставив документы по заблаговременной работе с лицами, уходящими на пенсию.
В расписке о предоставлении документов указано на то, что страховая пенсия назначается со дня обращения за ней с заявлением. Заблаговременная подготовка документов не является обращением за установлением пенсии. Заявление о назначении пенсии может быть подано в форме электронного документооборота в период с 17 апреля 2017 г. по 16 мая 2017 г.
Из ответа пенсионного органа от 16 июня 2017 г. N Л-141-10/6008 следует, что продолжительность стажа по представленным документам составила 9 лет 4 месяца 12 дней, ИПК - 7, 802, при требуемом 11, 4, что не дает право на назначение пенсии в возрасте 60 лет.
В ответ на обращение Логинова А.Н. пенсионным органом в письме 24 августа 2017 г. N Л-1649-26/2335 разъяснено, что величина ИПК, рассчитанная пропорционально имеющемуся стажу, среднемесячному заработку, страховым взносам в ПФР составила 9, 511. Поскольку на день достижения возраста отсутствует одно из условий назначения страховой пенсии по старости, права на пенсию не имеется. Решение об отказе в назначении пенсии УПФР в г. Копейске не принималось, поскольку с заявлением о назначении пенсии по старости пенсионный орган он не обращался. По проведению заблаговременной работы он обращался 26 января 2017 г. Заблаговременная работа проведена в полном объеме, запрошены все необходимые справки о работе, заработной плате, периодах получения пособия по безработице, уточнено наличие не страховых периодов (периода ухода за ребенком до 1, 5 лет, периода ухода за инвалидом I группы или лицом, достигшим возраста 80 лет).
Из ответа ОПФР по Челябинской области от 24 октября 2017 г. N Л-1649/2-26/3057 следует, что оснований для назначения пенсии по старости не имеется, в связи с отсутствием требуемой величины ИПК. Разъяснено, что при наличии документов по "не страховым периодам", их необходимо предоставить в пенсионный орган. Для получения официального решения об отказе в назначении пенсии необходимо подать заявление о назначении пенсии установленной формы лично, через представителя, по почте, через МФЦ, в электронном виде.
С заявлением о назначении пенсии Логинов А.Н. обратился 7 декабря 2021 г.
В заявлении от 16 февраля 2022 г. Логинов А.Н. сообщил пенсионному органу, что пункт "3" в заявлении о назначении пенсии от 7 декабря 2021 г. им был проставлен ошибочно. Получателем пенсии по линии МВД не является и никогда не являлся. Являлся получателем пенсии по инвалидности приблизительно в 2001 г. в ПФР в г. Копейске. Инвалидность была установлена на 1 год. Осуществлял уход за престарелым отцом Логиновым Н.П. приблизительно с 2009 г. по 2012 г. Умер отец "данные изъяты"
В справке от 16 февраля 2022 г. ОПФР по Челябинской области указано, что Логинову А.Н, "данные изъяты" г. рождения была установлена ежемесячная компенсационная выплата в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 по уходу за нетрудоспособным лицом Логиновым Н.П, 28 июня 1929 г. рождения, в период с 1 июля 2009 г. по 17 февраля 2019 г.
Решением пенсионного органа от 28 февраля 2022 г. N 220000057032/9305118/21 Логинову А.Н. на основании заявления о назначении страховой пенсии по старости от 7 декабря 2021 г. установлена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 8 и 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходил из недоказанности факта обращения с заявлением о назначении пенсии 19 мая 2017 г. и наличия правовых оснований для ее назначения в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента на 2017 г.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда, признав их основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, не соответствующими установленным обстоятельствам по делу.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности назначить Логинову А.Н. страховую пенсию по старости с 16 мая 2017 г, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 8, пункта 6 части 1 статьи 12, части 4 статьи 14, частями 1, 2, 6, 7, 8, 9 статьи 21, частями 1 и 3 статьи 22, части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г..N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", приказа Минтруда России от 17 ноября 2014 г..N 884н "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пунктов 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г..N 2122-1 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г..N 288, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1997 г..N 77-ФЗ), исходил из того, что на момент первичного обращения в пенсионный орган в рамках проведения заблаговременной работы с лицами, уходящими на пенсию, у Логинова А.Н. имелись все условия в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых
пенсиях" для назначения ему пенсии с момента достижения возраста 60 лет, то есть с 16 мая 2017 г, исходя из продолжительности страхового стажа 11 лет 03 месяца 02 дня и величины ИПК более 11, 4 с учетом периода ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за лицом, достигшим возраста 80 лет; неисполнения пенсионным органом Логинову А.Н. необходимости дополнительно представить сведения о периоде ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за лицом, достигшим возраста 80 лет, бездействия со стороны сотрудников пенсионного органа по получению указанных сведений в собственном архиве с учетом того, что справка от 16 февраля 2022 г, содержащая необходимые сведения о периоде ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за лицом, достигшим возраста 80 лет, представлена самим же пенсионным органом. По мнению суда апелляционной инстанции, указанные обстоятельства повлекли ошибочное информирование истца о периоде возникновения у него права на пенсию, что привело к повторному обращению в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по истечении длительного периода после возникновения права.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с постановленным судом апелляционной инстанции судебным актом, поскольку он основан на надлежащей оценке доказательств по делу, принят в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату обращения истца в пенсионный орган 27 января 2017 г. и на дату достижения истцом возраста 60 лет - 16 мая 1917 г.) право на страховую пенсию по старости (далее также - пенсия) имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Необходимая для назначения страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа в 2017 г. составляла 8 лет (приложение N 3 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Пунктом 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного федерального закона, засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей в спорный период).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий, в пункте 34 которых указано (в редакции, действовавшей на дату обращения истца в пенсионный орган 27 января 2017 г.), что период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, устанавливается решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, по форме согласно приложению N 3 и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществляется уход.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила обращения за страховой пенсией), которые действовали до 1 января 2022 г.
Пунктом 20 Правил (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату обращения истца в пенсионный орган 27 января 2017 г. и на дату достижения истцом возраста 60 лет - 16 мая 1917 г.), предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт "а"); регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт "г").
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе: дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт "а"); запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт "в").
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 288, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1997 г. N 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
В силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Содержание обжалуемого судебного постановления дает основание для вывода о том, что вышеприведенные нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела правильно, требования процессуального закона к доказательствам и доказыванию соблюдены.
Установив несоблюдение пенсионным органом вышеприведенных положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок назначения пенсии, полномочия пенсионных органов по рассмотрению заявлений граждан относительно их пенсионных прав, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении права Логинова А.Н. на своевременное пенсионное обеспечение по возрасту, гарантированное статьей 39 Конституции Российской Федерации, в связи с чем удовлетворил исковые требования.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии на январь 2017 г. у истца требуемого по закону ИПК не менее 11, 4, не свидетельствует о незаконности апелляционного определения, поскольку расчет ИПК в размере 9, 285 произведен пенсионным органом без учета периода ухода истцом за лицом, достигшим возраста 80 лет продолжительностью 2 года 7 месяцев 17 дней. Между тем, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что данный период подлежал учету при исчислении ИПК при первоначальном обращении истца в пенсионный орган в январе 2017 г, поскольку сведения о данном периоде имелись в архиве пенсионного органа.
Вопреки доводам жалобы, то обстоятельство, что Логинов А.Н. не обращался в 2017 г. с заявлением о назначении пенсии, не является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
Как следует из материалов дела, пенсионный орган, проинформировав истца в письме от 24 августа 2017 г. о том, что он не имеет право на получение пенсии в возрасте 60 лет в связи с недостаточным размером ИПК, о том, что пенсионным органом было уточнено наличие у истца "нестраховых периодов", в том числе периода ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет, фактически такую проверку не произвел, чем ввел истца в заблуждение относительно сроков возможного назначения пенсии. Данная информация повлекла несвоевременное обращение истца с заявлением о назначении пенсии.
Доводы заявителя в кассационной жалобе о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции о назначении пенсии Логинову А.Н. с 16 мая 2017 г. по существу повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки суда апелляционной инстанций, которым правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Принятое по делу определение апелляционной инстанции вынесено на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для его отмены по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 13 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 13 сентября 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.